Наследие: , ,

6 фактов о Вениамине Смехове, которому сегодня исполняется 75 лет

10 августа 2015

9113

Вениамин Смехов — гениальный артист, аристократ духа, истинный интеллигент. Сегодня ему исполняется 75 лет. Поздравляем нашего любимого, все равно Атоса, и напоминаем о некоторых фактах из его биографии, которыми вы можете восхититься.

1. Смехов начинал карьеру, как актёр Куйбышевского театра драмы.

Веня Смехов вырос во Втором Мещанском переулке в самом центре Москвы, но профессиональную карьеру начал в Куйбышеве.Сюда он был распределен, после окончание курса Этуша в Щукинском училище осенью 1961 года. На сцене нашей драмы Вениамин Смехов сыграл в шести или семи спектаклях и даже помогал Петру Монастырскому в постановке леоновского «Обыкновенного человека». И это в 21 год!
Куйбышевские спектакли Вениамина Смехова:

1961
«Океан» А.Штейн, постановка П.Монастырского, ( Часовников — участие в репетициях ).
«Рядом — человек» В.Молько, постановка Я.Киржнера, ( Борис Светлов ).
«Осторожно, листопад!» С.Михалков, постановка П.Монастырского, (Лейтенант Юра).
«Дело Артамоновых» М.Горький, постановка П.Монастырского, ( Парадизов ).
«Обыкновенный человек» Л.Леонов — работает над спектаклем как режиссер совместно с П. Монастырским.

1962
«Егор Булычов и другие» М.Горький, постановка А.Грипича, ( Алексей Достигаев ).
«Звездные ночи» И.Тумановская, ( Журналист Валерий Калитин ).
«Ричард III» В.Шекспир, постановка П.Монастырского, ( Кэтсби ).
«Опаленные жизнью» Д.П. Каллегари, постановка Ю. Шведова, ( Лелло Мескиари)

teatr_ck teatr_ak teatr_bk

Вениамин Смехов в спектаклях Куйбышевского театра Драмы.

В Куйбышеве состоялись еще два важных дебюта в жизни Вениамина Смехова. Он опубликовал в «Волжском Комсомольце» свои статьи — очерк об актере Драмы Николае Засухине и рецензию на фильм «Баня» по Маяковскому. И первое появление Смехова на телеэкране тоже произошло в Куйбышеве. Он сыграл роль в телеспектакле «Старый повар» на Куйбышевском ТВ.
Смехов вернулся в Москву осенью 1962 года, но про Куйбышев не забыл и еще в 1972 году его статья про Таганку появилась на страницах все того же «Волжского Комсомольца».

2. Смехов «проснулся знаменитым», сыграв безымянную роль.

«Антимиры». 1965. Этот поэтический спектакль стал прорывом в карьере Смехова. После возвращения в Москву, он устроился в театр драмы и комедии, который вскоре стал знаменитой Таганкой. Уже в «Добром человеке из Сезуана» Смехов сыграл заметную роль, но его первым триумфом стала эта удивительная постановка по произведениям Андрея Вознесенского.

559a047a3224d1024x768

«…Тает густая чернота зала, маятник отбивает секунды, „дышит время“, на пурпурном фоне задника графически четко и выразительно проступают фигуры актеров, соединяются антимиры — иконописный лик мадонны и скафандр человека будущего — и начинается „протокольный репортаж“ времени, стихов, жизни. Безумное неистовство, истерическую одержимость рок-н-ролла комментирует значительный и грустный голос диктора: „Время, остановись — ты отвратительно“. Так начинаются „Антимиры“. Так начинается спектакль о торжестве поэзии, торжестве человечности, торжестве огромного, щедрого, красочного мира над антимирком Букашкиных, антимирком самоубийств и стриптиза…»

0_bfa8e_601e2c52_orig

Кроме Смехова в спектакле играл еще и Высоцкий, и Хмельницкий, которые написали для «Антимиров» несколько песен на стихи Вознесенского. Вся труппа Таганки играла в «Антимирах»! Спектакль, задуманный, как поэтический репортаж постоянно менялся — Вознесенский приносил новые стихи — их вставляли в текст «пьесы», сочинялись новые песни. На сцену выходил читать новые стихи сам поэт.
Смехов был одной из главных звезд постановки, но при этом все актеры в «Антимирах» оставались безымянными и были одинаково одеты в черные брюки и свитера. В этом легендарном спектакле Смехов великолепно сыграл дуэтом с Высоцким. Это было полвека назад.

3. Смехов — чемпион по запрещенным спектаклям.

За время своей работы в театре на Таганке, Вениамин Смехов успел сыграть (или не успел не сыграть?) в пяти спектаклях, которые были запрещены либо сразу после, либо еще до премьеры.
1965
«Самоубийца» (пьеса Н. Эрдмана). Постановка Ю. Любимова — Спектакль запрещен.
1966
«Живой» (по повести Б. Можаева «Кузькина жизнь») — Спектакль запрещен.
1970
«Берегите ваши лица» (по произведениям А. Вознесенского). Постановка Ю. Любимова. Спектакль прошёл три раза: 7 февраля утром и вечером и 10 февраля, потом запрещен к показу.
1981
«Владимир Высоцкий» (сценическая композиция и постановка Ю.Любимова). Спектакль показан два раза и запрещен.

«Борис Годунов» (пьеса А. С. Пушкина). Постановка Ю. Любимова. Спектакль запрещен к показу.

8823f9cdba9ec534dad2d434a06ee045
И если двум последним спектаклям и «Самоубийце» Эрдмана повезло — они все-таки были поставлены заново уже после конца СССР, то вот спектакли по Можаеву и Вознесенскому исчезли в небытии навсегда.

4. Смехов — первый исполнитель роли Воланда (в мире)

Конечно, он был одним из любимцев Любимова. И когда в 1977 году, через десять лет после подачи заявки на постановку, режиссеру удалось-таки «пробить» спектакль по роману Булгакова, Смехов стал Воландом. Иначе и быть не могло. Это была первая постановка «Мастера и Маргарита», который тогда были почти под запретом. А Смехов — первый исполнитель роли Воланда в мировой культуре.

dc1e0944db7670af7654336f8036a318
«…Любимов составил из всех лучших качеств актера В.Смехова идею превосходного Воланда, без наивной мистики, без мнимого величия и явно фантастического, и Смехов это отлично выразил. У Воланда-Смехова есть собственный стиль этого образа, он противопоставлен и обычной ( скучной ) характерности и тем броским выразительным приемом, в котором решены герои этого спектакля. Он умен и мыслящ, скрыто ироничен, чеканно отделан внешне; в рисунке В.Смехова повадки профессора, когда он на людях, и романтика скепсиса, когда Воланд у себя в квартире под № 50, где великолепный занавес «одевает» фигуру актера игрой световых красок, уходящих под самый потолок, закрывающих стены, не допуская проникнуть к нему. Воланда возмущает, что занавес обладает при этом какими-то таинственными щелями, сквозняком, прорезями, через которые проникает милосердие ( как, однако, удачно совпадение фразы из ромена об «щелях» — и узора занавеса! ). Смехов умеет, говоря просто, без нажима, создать ощущение разницы ритмов своих и этих, московских.

В.Смехов улавливает артистическую натуру Воланда — своего рода диалектику, эстетство, понимание, что в жизни нужна борьба красок, игра, а не застойное однообразие.

EPSON scanner image

В каком-то смысле эта роль — подарок актеру, именно этот символический образ дает ему возможность выразить свои крупные ритмы, выразительную медлительность, красивый голосовой тембр, импозантность. Ничего не плюсуя, нигде не наигрывая, он создает образ, загадочно притягивающий внимание, и разгадать эту загадку не удается так же, как разгадать почему Демон у Лермонтова и у Врубеля вызывает к себе глубокий интерес, а не элементарное возмущение. Смехов, как всемогущий Демон, полон тонкой иронии, позволяя и нам с птичьего полета увидеть все, что твориться: Смехов воскрешает рукопись Мастера, которую тот сжег, и эта сцена, великолепно сочетающаяся с музыкой С.Прокофьева и широкой экспрессивной пластичностью жеста Воланда, дарящего воскрешение страницы их автору, всегда неизменно вызывает аплодисменты. То, как изломана жизнь Мастера, независимого таланта, осуждено в спектакле самими высшими инстанциями внематериального, метафизического плана: и Добром и Злом. Так читает сложную сущность идеи талантливый коллектив Театра на Таганке…»
Так писала о спектакле Наталья Велихова в журнале «Театр» в 1988 году.

5. Смехов — автор музыкальной сказки про Али-бабу и 40 разбойников

Это культовое произведение советской эпохи, бешеный хит — было продано 3 (!) миллиона пластинок — трижды платиновый альбом! А по словам самого автора — итог разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую «Шахерезаду». Вениамин Смехов написал пьесу, которая потом превратилась в сценарий. Но фильм с Роланом Быковым в главной роли не состоялся. Тогда Смехов, не желающий отказываться от проекта, решил выпустить пластинку и заключил с фирмой «Мелодия» бартерную сделку — они соглашались выпустить сомнительную версию известной сказки, а Смехов записывал для «Мелодии» цикл по произведениям Горького к юбилею Комсомола.

0_113cdb_7125c2cb_XL
Музыку к спектаклю должен был писать Альфред Шнитке. Отсоветовал его Юрий Визбор, сказавший Смехову, что есть и более понятные композиторы с чувством юмора, правда, они — кандидаты наук. Так появились авторы музыки к песням — Сергей Никитин и Виктор Берковский. Аранжировки делал Георгий Гаранян. Список актеров этой постановки — это настоящий Пантеон, без шуток. Хотя, конечно, вся эта постановка — одна гениальная шутка.

6. Смехов — единственный актер, отказавшийся от звания народый артист России.

В 2010 году, когда было принято решение присвоить Вениамину Смехову к 70-летнему юбилею звание «народного», артист отказался от него, объяснив свое решение тем, что звание, которое можно купить для него не ценно.
«…сегодня все можно купить. А мне это не ценно. Когда нам должны были давать, тогда нам на Таганке запрещали по политическим причинам. Потом случилась беда — Любимов был изгнан. И уже никаких разговоров о званиях и прочее. А потом, наоборот, пришло время, когда меня вынуждали согласиться, потому что уже все молодые давно заслуженные и народные, а я нет. Но Ульянов и Лавров сказали: давайте от этих советских цацек откажемся. И перестали даже подписывать себя народными артистами. Мне это так понравилось. Это было давно. А сейчас мне хотели подарить звание к юбилею. Но жена хорошо меня знает, она объяснила важному человеку, что я обижусь».

Вот такие люди живут в России! Поздравляем, Вениамин Борисович! Здоровья и вдохновения! Спасибо за ваш гений.

1355509_m

Источник

pNa

Оставьте комментарий