30 лет назад, 25 мая 1986 года, город Куйбышев отмечал свое 400-летие. Отмечал с размахом: праздничные мероприятия шли и на волжской набережной (режиссер Михаил Фаерман), и на стадионе «Металлург» (режиссеры Галина Шипилина и Владимир Родионов), но главным событием стали «Огни истории» – представление в акватории Волги.
Прошлое, настоящее и будущее города в 10 театрализованных эпизодах; свыше тысячи участников; десятки лодок, катеров и речных кораблей; лазерное шоу, фейерверки, сотни выпущенных в небо голубей и столько публики, сколько в нашем городе не собирало ни одно зрелище. Беспрецедентное представление, его организаторы, участники, зрители и режиссер Александр Золотухин – герои книги, над которой работает член Самарской областной организации молодых литераторов Галина Михайлова.
«Огни истории Александра Золотухина» – так называется эта книга. С автором беседует Светлана Внукова.
– Галя, признаюсь: я пока еще не успела прочесть ни одной вашей книги из уже изданных, а их, если не ошибаюсь, три. Но, судя по аннотациям, это беллетристика. «Огни истории Александра Золотухина» – абсолютная non fiction. Что подвигло?
– Знакомство с Александром Золотухиным. Познакомились мы случайно, но он меня…
– Заворожил?
– Знаете, как воспринимает людей Александр Тимофеевич? Для него каждый человек – планета, и при первой встрече он пытается почувствовать: есть ли воздух на этой планете, она живая? Почувствовать и понять: эта планета его или чужая? Так вот, в первые же минуты нашей встречи мне стало ясно, что Золотухин – это моя планета. И по мере того, как я узнавала Александра Тимофеевича, я все больше укреплялась в мысли, какая это для меня еще и творческая удача – знакомство с ним.
У него же удивительная судьба. Самара знает Золотухина как выпускника ГИТИСа, как педагога Самарского государственного института культуры, лауреата Всесоюзного фестиваля театрализованных представлений. Сотни учеников, множество режиссерских работ. А он ведь из такой глубинки! Читинская область. Село Улятуй. Родился, когда уже больше месяца шла война. Третий ребенок. Мама – уборщица. Отец – на фронте. Шестилетним только узнал, что в природе существует сахар. После школы работал учеником слесаря в МТС. Где – МТС, а где – ГИТИС?! И разве это не чудо?
И я поняла, что хочу написать об этом человеке. Массовый театр – любимый жанр Александра Тимофеевича. И он много в этом жанре работал. И полон новых идей, и идей прекрасных. Один бал парусных яхт чего стоит! Но «Огни истории» – вершина. На сегодняшний день, во всяком случае. И поэтому центральная часть повествования – это рассказ вот об этом шоу.
Если бы вы слышали, как люди о нем вспоминают! Я родилась в 86-м. Мы ровесники с этим грандиозным событием. До встречи с Золотухиным даже не знала, что это было в Самаре! Но слушая рассказы тех, кто создавал шоу, и тех, кто был в числе зрителей, я будто сама пережила то, что пережили они в ночь с 25 на 26 мая 1986 года.
– Насколько я знаю, только в представлении участвовали сотни людей. А были еще люди, которые готовили технику, декорации, были организаторы всей этой работы. Наконец, был зритель…
– Я назову точные цифры. 122 единицы речного флота задействовали тогда в представлении. И именно они формировали образный ряд – на такой сцене, как волжская акватория, иное решение просто невозможно. 1138 человек участвовали в представлении. 72 предприятия и 29 организаций его готовили. 262 самарца работали в общегородском штабе праздника. Сколько было зрителей, я не скажу, но могу показать снимки, и вы увидите: набережная людьми усыпана. Люди висят на деревьях, сидят на крышах…
– Так с кем же вы встречались?
– Среди тех, с кем я говорила, были и зрители, и участники представления. И мне удалось встретиться почти со всеми знаковыми фигурами, причастными к организации действа. И прежде всего, с Владимиром Ивановичем Золотаревым.
– Тогда он был первым секретарем Куйбышевского горкома КПСС.
– Потрясающий человек! Человек поступка, я бы сказала. Вы знаете, что именно Золотареву Самара обязана возрождением Грушинского фестиваля? Это ведь он взял на себя смелость вновь открыть опальный фестиваль. Он взял на себя ответственность за шоу «Огни истории». И, конечно, рисковал. Главные мероприятия городских праздников проходили на площади Куйбышева, а тут – на огромной реке, да ночью, да такая масштабная феерия! Смелость нужна была недюжинная. Могло же произойти все что угодно. И не только на воде. «Когда 25 мая, – рассказывал Владимир Иванович, – я увидел набережную, то подумал: дело дрянь».
– Он увидел людей на крышах?
– На крышах, на деревьях. И признался мне, что сам был удивлен исходом: такое количество зрителя – и ни одного ЧП. Владимир Иванович полагает, что это эффект «Огней истории». Ну вот так это представление подействовало. Тех, кто создавал представление, он называет людьми уникальными и очень гордится, что Самара справилась с этой гигантской задачей сама. Что помощи у области не просила. Что даже для областных властей этот праздник был, по большому счету, сюрпризом.
Вообще, Владимир Иванович – человек, который ломает стереотипные представления о партийном функционере тех лет. Существует же мнение, что партия вмешивалась, помимо всего, и в творческие процессы. В его случае ничего такого не было. И в этом тоже мужество этого человека. Главный идеолог города! В случае чего голова полетела бы с плеч. Никаких «указивок»! Никакого «стояния над душой»!
Вспоминает Владимир Иванович Золотарев:
– Уже к концу 1985 года мы определились: нужно подарить городу праздник. Но делать что-то маленькое несолидно – дата круглая, а делать что-то серьезное – это и большая организационная работа, и финансов нужно много. Вопросы, сомнения… А Журавлев Михаил Иванович говорит: «Вы нам дайте только добро. Поднимите флаг и держите его! А мы будем организовывать». Для меня это было несколько неожиданно, а с другой стороны, приятно: народ готов идти в бой. Привлекли специалистов, написали сценарий… «Врубились», что называется, в дело, и тут уж не до сомнений. Только вперед, вперед, вперед!
Когда работа началась, организаторская роль горкома отошла в сторону, все легло на плечи Золотухина и Егорова. А мы на заседании горкома рассматривали эскизы, когда уже все было проработано.
Самое сложное было договориться с заводами о выделении судов. У них же планы были на эти суда. Мы ездили, разговаривали без нажима, и люди соглашались. Все, кто в то время руководил предприятиями, это же были не менеджеры, а руководители с большой буквы!
К сожалению, объем статьи не позволяет рассказать обо всех, без кого представление бы не состоялось. Во всяком случае, в том виде, в котором его задумал режиссер. Но об одном человеке все-таки скажу. Николай Лаврентьевич Володченко – начальник Куйбышевской судоходной инспекции Волжского бассейна. В постановочной группе «Огней истории» он выполнял функции режиссера флота. Вот с ним встретиться, к сожалению, не удалось – нет его уже среди живых. Он тоже был человеком, умеющим брать на себя ответственность, и тоже рисковал. Карьерой уж точно.
– А рисковать-то, вообще говоря, стоило?
– Директором праздника был назначен инструктор горкома партии Владимир Васильевич Егоров. Его воспоминания тоже есть в книге. Подробно рассказывает и о празднике, и о том, как его готовили. О драматических ситуациях, которые сопровождали подготовку, о сложнейших технических проблемах, которые практически каждый день возникали, и о том, с каким креативом люди подходили к их решению. О душевном подъеме, с которым шла работа. А работали практически на голом энтузиазме. Но говорит, что всякий раз, когда мысленно возвращается к событиям 1986-го, прежде всего вспоминает слезы болгарской делегации на эпизоде «Взятие Шипки». «Из города на Волгу, где зажигались эти огни, шла толпа, – рассказывает Владимир Васильевич. – А в город с Волги возвращался народ».
Огромное количество людей. Шли молча, слившись в едином дыхании. И потом уже, в городе, долго-долго не расходились. Стояли возле домов, сидели на лавочках, пытаясь, видимо, пережитое осмыслить. Собственно, и Золотарев говорил об этом же. И Алексей Иванович Степанов, тогда заместитель начальника речного порта. И Владимир Юрьевич Ремезов, в 1986 году – заместитель директора Куйбышевского речного техникума по учебно-воспитательной работе, а студенты техникума участвовали в нескольких эпизодах.
Юрий Михайлович Паршин (заведующий кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников СГИК) считает, что событие это приблизило возвращение городу исконного имени, поскольку именно тогда, по большому счету, самарцы впервые осознали всю глубину и мощь своего исторического прошлого.
И вот тут бы я хотела упомянуть еще одного человека. Татьяну Грузинцеву. Она первой из нынешних журналистов обратилась к этой теме, в «Самарских судьбах» в 2008-м вышел ее материал об «Огнях истории», и он мне очень помог в этой моей работе.
– Когда выйдет книга?
– Надеюсь, что в 2016-м: 430 лет Самаре. 30 лет празднику, посвященному 400-летию города, 45 лет институту культуры. Ну и, наконец, 8 августа 75 лет Золотухину!
– Желаю вам удачи!
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 10 (98) за 2016 год