Новости:

Вышел в свет первый номер областной газеты «Культура» за 2015 год

22 января 2015

kultur1

Анонс номера приводит в своем Живом Журнале Виктор Долонько.

На полосе «Культура и Власть» – колонка министра культуры Самарской области Ольги Рыбаковой, тема которой –новый праздник: День Самарской губернии, учрежденный губернатором. С ними соседствует аналитическая статья главного редактора газеты «И не могу! Читаю до конца», написанная под впечатлением от декабрьского заседания Государственного совета, на котором подвели итоги Года культуры и обсуждали «Основы государственной культурной политики»:

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко объявила: «Это документ согласия государства, деятелей культуры и гражданского общества». Ничего подобного. Пока это протокол о намерениях власти привлечь интеллигенцию к сотрудничеству.

Не покупка лояльности ее наиболее сервильной части (что уже достижение!), а поиск общих интересов. Не хочу пророчествовать, но жаль только, что следующая попытка случится не скоро.

На новой полосе «Год литературы» – рецензия Татьяны Шишкиной «Идущие поперек дорог» о современной самарской поэзии:

На торжественном собрании, посвященном 80-летию Самарской писательской организации, состоялась презентация книг, выпускаемых в рамках проекта «Народная библиотека Самарской губернии», осуществляющегося благодаря поддержке Правительства Самарской области. В 2014 году в книжную серию вошли поэтические сборники Бориса Сиротина и Евгения Чепурных (Самара),Александра Воронцова и Василия Мосина (Тольятти), Александра Карякина (Сызрань) и Сагидаш Зулкарнаевой (с. Новопавловка). О них и пойдет речь.

На развороте «Самара фестивальная» рядом с репортажем с Дня российской печати, который, по традиции, венчает церемония вручения наград курса «Золотое перо» областной журналистской организации и журналистской премии губернатора, – статья театрального критика, кандидата филологических наук Татьяны Журчевой «Читаем новую пьесу» об итогах первого областного конкурса драматургов.

На «Музыкальной площади» – блестящий анализ сочинений самарских композиторов от кандидата культурологии Ольги Шабановой «Композитор и…»:

В рамках филармонического абонемента состоялся концерт «Композитор и время». Нарочито нейтральное, предельно емкое и в то же время интригующее название оказалось, как ни странно, точным определением того, что суть музыка и человек, ее создающий, то есть композитор, перед лицом времени, физической материи, вне которой невозможна самая жизнь.

Время – основополагающий фактор жизни музыки как вида искусства, ее сила и слабость, ее необходимое и достаточное условие. В отличие от других искусств, даже театра, музыкальная художественная материя может существовать только во времени, даже если мы не слушаем ее, а «читаем» глазами. Большинство поэтических форм, за вычетом лишь самых крупных, можно охватить единым взглядом. Но самую миниатюрную музыкальную пьесу, например, одну из Прелюдий ор. 28 Ф. Шопена, занимающую полстраницы печатного текста, глаз так или иначе читает от ноты к ноте, от такта к такту: от прошлого – через настоящее – к будущему, которое парадоксальным образом мгновенно обращается в настоящее, хранящее в себе все свое прошлое, от первой ноты до последней. Эта особенность бытия музыки во времени отражается и на судьбах ее и ее авторов, живущих одновременно в настоящем, прошедшем и будущем.

Здесь же – рецензия джазового обозревателя Игоря Вощинина «Джаз в ретро – молодость жанра» на концерт молодого московского ансамбля Real Jam.

На полосе «Театральный проезд» – интервью Маргариты Прасковьиной с актрисой академического театра драмы Аллой Коровкиной, организовавшей Самарскую актерскую мастерскую «Доктор Чехов», которая показывает спектакле в кафе-баре «Дакота»:

В Самаре рождается новый театр. Маленький, на 20-30 зрителей, не имеющий собственной площадки, мобильный и авантюрный театр в ресторане, который на время спектаклей превращается в уютный зал без столиков и еды. Только зрители и артисты. В непосредственной близости от настоящих официантов рождается искусство, свободное от привычных рамок театральности…

«Ещё раз об арт-кино в российском прокате» предлагает поговорить на полосе «Кинематографическая набережная» главный редактор газеты:

Власть отечественная занимается тем, чем занималась от века: из лояльного и вполне себе разумного населения она упорно и целенаправленно создает протестный электорат. Ибо нет ни единого киномана, который бы не знал, что главное препятствие между ним и его любимым хобби – дурак, стоящий у власти. Но это длинно. Поэтому просто: власть.

На «Бульваре искусств» – рецензии искусствоведа Валентины Черновой «Молодые голоса в стиле фьюжн» (о персональной выставке Марии Бабич-Кретовой в галерее «Вавилон») и «Держава Рериха – на долгую память Самаре» (о грандиозной выставке, развернутой в Самарском художественном музее):

Мне кажется, что в наше время, когда молодые люди живут образами фэнтези, некоторая сказочная условность, мистический символизм языка Николая Рериха окажутся близки и понятны большинству зрителей. Посмотрим, какое новое общественное явление породит эта выставка в Самаре.

Статья Елены Богатыревой «Нулевой меридиан искусства» посвящена проекту «Волга. Ноль» презентаций «актуальных» самарских художников, которые Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства проводит на Фабрике-кухне:

Сама встреча художника со зрителем в открытом пространстве городских коммуникаций не нова. Предложение сделать территорию вокруг Фабрики-кухни, которая находится на границе «старого» и «нового» города, зоной общения художника со зрителем есть лишь новый поворот в разработке темы. Проект закрепляет формат contemporary art на карте города, определяя его еще и географически.

Полосу «Культурологические штудии» делят воспоминания Валентины Черновой «Похищение «Курильщиков» и эссеЕкатерины Спиваковской «Шевроле Лачетти 849».

Микроистории кандидата исторических наук Зои Кобозевой «Про «большого» губернатора Грота и «маленького» мещанина Тита»отведена полоса «Память культуры»:

Хочется думать, что в Самаре исторически как-то всегда так получалось, что власть и общество дружили. Хоть Тита и не поддержала власть, но он ей все поведал как на духу! Наябедничал на всех своих домочадцев, нажаловался, бедолага! Так значит, действительно во главе губернии стояли такие люди, которым можно было написать и в горе, и в радости «покорнейшее прошение». И одного из таких людей, К. К. Грота, нам предстоит чествовать в этом году – администратора, приложившего свой талант и филантропические чувства к городу на Волге, к его «маленьким людям». Но пусть это будет добрый праздник исторической памяти горожан, а не «великий юбилей».

На полосе «Человек культуры» – «Ода юбилейная» Наталии Эскиной к 70-летию народного артиста России Анатолия Пономаренко и эссе Ольги Журчевой «Буду перечитывать Шекспира» к 60-летию художественного руководителя театра «Самарская площадь» Евгения Дробышева.

Полоса «Место культуры» отдана статье Виктории Трифоновой «Разговаривать с миром на языке танца» об ансамбле «Карнавал», руководимом Галиной Бевзенко, и материалу Екатериной Викторовой «Там, где помогают воплощать мечты» к 40-летию создания областного методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусства.

В номере – много новостей, справочного материала.

С номером газеты можно познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме архитектора, Доме кино, Алабинском музее, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Вавилон» и «Виктория», музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, художественном салоне «Арт-Портал», Областной универсальной научной библиотеке, Областной юношеской библиотеке, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственной академии культуры и искусств, Государственном университете, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Академии Наяновой, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти.

Оригинал

 

Оставьте комментарий