Не знаю, пожалеет ли о нас страна, но товарищи точно поплачут. Время жизни таких газет, как наша, не измеряется десятилетиями, потому придуманный редакцией маленький юбилей так дорог нам.
Я никогда не писал программных статей о «Культуре»: некогда было, нужно было выдавать «на-гора» продукт и стараться, чтобы читатели не засыпали под уходящий в небытие шелест газетных страниц. Но юбилей – повод обязывает.
Начальники и партнеры
Если честно, то я так и не знаю, зачем меня пригласили на должность главного редактора. Ира Цветкова решила, видимо, рискнуть, а Ольга Васильевна Рыбакова… Версия «чтобы держать своего главного критика поближе» не проходит, потому что я как писал то, что думаю, так и продолжал писать после назначения, а министр никогда не вмешивалась в редакционную политику, не «заказывала» материалы, не предваряла наши публикации своими комментариями, «ориентирующими» авторов на «верные оценки». Ну, может, я перестал вставлять шпильки по мелочам: проще высказать позицию лично, чем попусту накалять атмосферу. Но стратегические позиции остались неизменными.
С приходом в министерское кресло Сергея Васильевича Филиппова практически ничего не изменилось, хотя опасения были: все-таки его прежняя должность подразумевала более жесткие отношения с «информационными партнерами». Нет, оказывается, сервильность прессы – это совсем не реакция на окрики. Она, по-видимому, в чем-то другом.
Мы сразу договорились, что газета станет площадкой для публичных высказываний самарской интеллигенции – художественной, гуманитарной, всякой – и изданием, ориентированным на читателей, для которых художественная культура, «высокое» искусство – неотъемлемая часть их жизни. Не идти вниз по лестнице к массовым вкусам, а приглашать к диалогам, к размышлениям о смыслах.
И оказалось, что тираж газеты сильно занижен, что в области есть те 20 000 семей, которым мы нужны, а нашим трем тысячам уготована судьба горячих пирожков в базарный день.
Коллеги
Да не обидятся на нас коллеги по журналистскому цеху: из 400 авторов, материалы которых опубликованы в первых ста номерах, только 40 – профессиональные журналисты. Да еще 30 – студенты журналистских специальностей. Мы убеждены, что, например, о музыке должны писать музыковеды и музыкальные критики, имеющие соответствующую подготовку, а не специалисты широкого профиля.
Это создает колоссальные трудности: «-веды» всяческих направлений, способные профессионально отстаивать собственные позиции, очень неудобны тем, о ком они пишут. Сколько раз на нас жаловались! Но надо отдать должное министерству: разбираться предлагалось без его участия.
И мы благодарны нашим коллегам по «сфере культуры» за терпение, дискуссии и предоставление возможности знакомиться с их творческими плодами.
Гильдия художественных критиков
Но критиков все же скорее терпят, чем любят. А в провинции, далекой от бурной столичной жизни, они без поддержки обречены на потери качественные. Хотя все, вроде, понимают, что щука в пруду, чтобы карась отменный вырос.
Для того, чтобы называть себя художественным критиком, нужно быть в гуще процесса: бывать на премьерах театров, определяющих направление развития своего вида искусства, а не только безосновательно называемых лучшими. Кинокритики должны иметь возможность смотреть фильмы по мере их готовности к показу, а не спустя годы в варианте трекеров. Музыкальные критики должны регулярно слушать хороших музыкантов, а не только разных. Искусствоведы не имеют права пропускать хотя бы знаковые выставки в столицах.
И на всё нужны средства. А для этого – понимание важности того, что делают художественные критики. Понимание со стороны творцов и со стороны тех, кто занимается развитием художественной жизни. Понимание того, что отсутствие полноценной работы критического цеха обрекает творцов на домашние радости, а профессиональное искусство – на застой.
По мере своих скромных возможностей критики тратят собственные средства на творческие поездки. Но сколько этих средств у профессоров с зарплатами вагоновожатых?
И газета решилась на отчаянный шаг – инициировала создание Гильдии художественных критиков Самарской области. Нас поддержала Ассоциация творческих союзов. В тех или иных формах о желании участвовать в работе гильдии заявило почти полсотни человек.
Будем работать, дабы быть услышанными, дабы повысить социальный статус профессии, дабы убедить чиновников в важности нашего безнадежного дела. У гильдии авторитетный председатель – доктор филологических наук, профессор Сергей Голубков, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Самарского университета.
Дорогу осилит идущий.
О тех, без кого юбилея бы не было
Прежде всего, без Павла Иванникова, нашего мастера верстки. С Пашей мы уже лет двадцать сотрудничаем и дружим. С той еще «Культуры» – первого набора. Потом – «Волжская коммуна», издательский дом Татьяны Воскобойниковой, множество проектов. В тех сложных материальных условиях, в которых мы работаем, Павел творит чудеса. Кто знает особенности профессии – поймет.
Газета – черно-белая. И это не издержки недофинансирования, это позиция. Мы – не «глянец», буква в данном конкретном случае важнее изображения. Архаичный стиль выбран специально. Без суперграфики и всяческих модернистских «фуфусек». Сами себе напридумывали сложностей.
И здесь важен вклад нашего художника Сергея Савина, который своими брутальными рисунками («В наше время рисовать красивенько – пошло») раздражает гармонично ориентированную общественность. Сережа вот уже десять лет живет и работает в Петербурге. Работает в сфере дизайна, выполняет заказы большого отряда товарных производителей и политических игроков, а в свободное время для души занимается рекламой для театра «Санктъ-Петербургъ опера» Юры Александрова (куда я привел его в 2009-м) и рисует для «Свежей газеты».
И наконец, третий человек, без которого газета не может существовать, – корректор. В 90-е Аркадий Соларев опубликовал в «Буднях» отчаянное объявление: «Ищу корректора со знанием русского языка». Это шедевр!
Тем более важен корректор в газете, где авторы – придирчивая гуманитарная профессура. Нам везло на корректоров. Оксана Тушканова, Наталья Клюева, Ирина Лузанова. Но кто способен продолжительное время выдерживать ночные читки за вознаграждения, свойственные этой самой недооцененной из профессий? Пока нам продолжает везти: уже два года газету «читает» Марина Фадеева, человек опытный и очень терпеливый.
В этом номере мы решили визуализировать нашу команду. На каждой странице этого «толстого» номера есть фото авторов, но есть и те, кто «на постоянной основе» сотрудничает с газетой, но их материалов нет в юбилейном выпуске. Они – в нашей мини-галерее.
Светлана Петровна Хумарьян – театровед, почетный гражданин Самарской области, заслуженный работник России. Много лет проработала в областном управлении культуры начальником и заместителем начальника. Не представляю, как бы мы обходились без ее статей о балете, без воспоминаний, без постоянных историко-культурных консультаций.
Галина Торунова. Кандидат филологических наук, заведующая кафедрой в Академии Наяновой. Сейчас они вместе со Светланой Петровной – единственные в области дипломированные театроведы.
Инна Александровна Касьянова. Музыковед, заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов России, наш главный консультант по вопросам музыкального фольклора и постоянный обозреватель фестиваля «Рожденные в сердце России».
Ольга Журчева. Доктор филологических наук. Профессор «учительского института» (я так запутался в перманентных переназываниях пединститута, что решил, что вернее его называть так). Оля – совершенно универсальный человек. Литературный и театральный критик, прекрасно знающий историю самарской культуры.
Анна Карпова. Органистка. Кандидат искусствоведения. Самый молодой и очень энергичный заведующий кафедрой с тяжеловесным названием «Теория и история музыки» в СГИК.
Константин Поздняков. Кандидат филологических наук, преподаватель всех существующих в Самаре кафедр журналистики. У нас в газете занимается любимым хобби – пишет колонки о современной рок-музыке.
Ксения Гаранина. Выпускница, преподаватель кафедры журналистики и аспирант «учительского института». Совершенно неожиданно раскрылась в газете как обозреватель фотовыставок, фестивалей мод, перформансов актуального искусства.
Юля Авдеева. С гордостью пишу, что когда-то она была моей студенткой. Культуролог стала пресс-секретарем в областной универсальной научной библиотеке, а у нас – прекрасным интервьюером. Надеюсь, что эта грань ее таланта пригодится не только газете, но и ей. Кстати, она при поддержке старших товарищей затеяла в библиотеке выпуск газеты «Привычка читать». Очень советую взять ее в свои руки.
Я не забыл никого из четырехсот наших авторов. Не обижайтесь. Это, в конце концов, только начало пути. Хотя, по правде сказать, сажусь за новый номер и все время жду окрика: «Караул устал!»
Виктор Долонько
Главный редактор издания «Свежая газета. Культура».
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,
№ 12-13 (100-101) за 2016 год