Мнения: ,

Фабрика-кухня – совсем не памятник конструктивизма

20 июля 2016

После реконструкции 1944 года

Это письмо, пришедшее в «Свежую газету», которое редакция сочла необходимым опубликовать с небольшим собственным комментарием.

Фото: Фабрика-кухня после реконструкции 1944 года.

Полное название этой странной конструкции-символа – «Фабрика-кухня-столовая завода № 42 имени Масленникова А. А.».

Данное в газете определение, что это «памятник конструктивизму», считаю неверным. Проект создавался в 1929 году, примерно через год после процесса по «Шахтинскому делу». А автор проекта Фабрики-кухни Екатерина Николаевна Максимова как раз и относилась к той категории, которую судили по «Шахтинскому делу», то есть была «спецом из бывших». Создавая проект в виде коммунистического символа, она показывала свою лояльность к Советской власти, сама же она никакого отношения ни к революции, ни к Гражданской войне, ни к партии не имела. С 1919 года начали работать административные комиссии, которые определяли, помимо всего прочего, лояльность гражданина к власти.

Массовые репрессии прошли в военной отрасли. Не обошли они стороной и самарской завод № 42. Были аресты.

***

Предложенный заводу проект фабрики-кухни на 9 000 посадочных мест, созданный для поселка Березняки, дважды отклонялся. А проект, созданный Екатериной Николаевной Максимовой, выполненный в форме коммунистического символа – серпа и молота – был принят. Проект, также рассчитанный на 9 000 мест, по 3 000 человек, обслуживаемых каждые полчаса.

На карте города

Денег на возведение объекта не было, и даже кирпича на нужды завода не было. «Москва», утвердившая проект фабрики-кухни, напомнила, что цемент – сырье стратегическое и при строительстве нужно исходить из местных ресурсов.

Получив проект, представители завода выяснили, что нет согласования с пожарными. Завод попытался уклониться от строительства и даже распустил бригаду бетонщиков, но попытка уклониться от строительства фабрики-кухни не удалась: проект модернизировали, сделав потолок над кухней деревянным.

Строительный сезон лета 1930-го был малопродуктивен. Только 5 августа Самарский горсовет выдал разрешение на слом Воскресенской церкви и использование кирпича при постройке фабрики-кухни при заводе № 42, а ограды церкви – на нужды 7-го полка связи бесплатно.

7 августа 1930 года на заседании горсовета слушали о разборке собора в бывшем мужском монастыре с использованием кирпича для строительства, а позже – и о предоставлении финансовых средств для работ на фабрике-кухне.

Строительство шло медленно, и «техники так строят, что сегодня построят, а завтра это строение разрушается. Там же имеется мастерская, очень скверно оборудованная, и на отопление ее ежедневно сжигается до куба дров».

***

В 1930 году в Совнарком поступил проект нового календаря, который был передан в ВЦСПС на рассмотрение. Совещание в ВЦСПС с участием Наркомата труда и Наркомпроса признало целесообразным новый календарь, по которому летоисчисление начинается с 7 ноября 1917 года. Год делится на 360 рабочих дней и 5 революционных праздников. В году – 12 месяцев, в каждом месяце – 6 недель, в неделе – 5 дней (выпадают суббота и воскресенье). Хозяйственный год при этом начинается с 1 января.

Это к вопросу о лояльности!

Фото 1938 года

Фабрика-кухня на фотографии 1938 года.

История продолжилась в 1961 году, когда напротив завода № 42 установили памятник Борцам Революции. Примерно в то же время улица Липецкая была переименована в проезд Масленникова. Получился топонимический идеологический центр: Фабрика-кухня в форме серпа и молота – Завод имени революционера Масленникова – памятник Борцам Революции.

Завод сломали и не додумались оставить тот первоначальный завод, который был построен в 1911 году. Теперь памятник осиротел. Как быть? Конструкция Фабрики-кухни нелепа, и желательно было бы продумать дальнейшую ее судьбу в связке с памятником.

***

В Березняках столовую в 1930 году все-таки построили для химического комбината, крупнейшего в Пермском крае. При комбинате было создано подсобное хозяйство, в котором выращивали овощи, фрукты. Церкви не ломали, так как рядом был кирпичный завод.

Владимир Волков

Комментарий редакции «Свежей газеты»:

Газета никогда не получала подобных писем, где бы с такой яростью смешивались политика и художественная культура, где спустя четверть века так беспардонно раздавались бы ярлыки. Мы довольно долго размышляли, печатать это письмо или воздержаться. Меня, человека, который в свое время первым поддержал в прессе призыв Виталия Стадникова защитить Фабрику-кухню, трясло от аргументов автора письма. Но мы всё же решили его опубликовать. Во-первых, потому что оно вполне тянет на начало дискуссии о сохранении памятников истории советского периода. Во-вторых, потому что газета открыта для различных точек зрения. Ну, и в-третьих – и это самое главное! – считайте, что публикацией этого письма редакция предупреждает защитников Старой Самары: будьте бдительны. Или нам «только в палки играть да в скакалки скакать»?

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

pNa

1 комментарий к “Фабрика-кухня – совсем не памятник конструктивизма

Оставьте комментарий