В прошлой статье я рассказал о прекрасном Якутском международном кинофестивале, год от года прибавляющем в авторитете, собирающем все более внушительную команду критиков и творцов, наращивающем эстетическую составляющую и благотворно влияющем на развитие бренда республики как туристического центра России. Пора поговорить о Всероссийском форуме регионального кино, который вопреки всем законам логистики собрали именно там.
«Вопреки законам», потому что нищие региональные отделения Союза кинематографистов оказались не в состоянии командировать в Якутск своих представителей, а не более состоятельные в финансовом отношении региональные министерства в числе своих задач не числят заботу о развитии кинематографии.
Если исключить модераторов форума, из «Европы» мы были вдвоем с генеральным продюсером студии «Чеченфильм» Бесланом Терекбаевым, остальные – из Благовещенска, Иркутска, Кемерово и Екатеринбурга. И «остальных» было четверо. Я не считаю Якутию и ее молочного брата Бурятию, откуда – на машине доехать.
Благая цель – показать регионам, как «нужно развивать кино на местах», – оказалась наполовину нереализованной: показать показали, но практически никто не увидел. Напомню, что Российская Федерация – это почти 90 субъектов. Оттого – не могу не высказаться.
Можно ли повторить «якутское чудо»
Практически нет. Для этого нужно, чтобы глава субъекта федерации «заболел» кино и хотя бы на время забыл о футболе – самом главном (после гладиаторских боев) развлечении, придуманном человечеством. Это возможно исключительно в рамках философского дискурса. Преодолеть сие препятствие можно только, если тот, кто на вершине политической пирамиды, впишет в обязательные нормативы регионов финансирование местного кинематографа, при этом намекнув эффективным бухгалтерам, что он понимает: кино на этапе становления значительно более затратно, чем кружки лепки и выпиливания. Надеяться, что в своем отношении к кинематографу главы регионов по доброй воле станут столь же трепетны, как глава Якутии Егор Борисов, – малонаучная фантастика.
К тому же для «чуда» нужна последовательно развивающаяся инфраструктура кино: учебные заведения (в Якутске – филиал ВГИКа), сеть кинозалов, технические центры…
И, что даже важнее, чем «во-первых», в регионе должны быть те, кто мог бы соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к кинематографическим творцам сегодня. На мой взгляд, – а есть множество иных взглядов на эту проблему, что и зафиксировал якутский форум, – эти творцы должны понимать, что кино есть не элемент продвижения газированных вод, пива и попкорна, а вид искусства, в равной с собратьями по профсоюзу муз степени способствующий расширению наших с вами возможностей постижения мира и осмыслению постигнутого.
«А как же «Экипаж?» –
вправе спросить вы. Аттракционы никто не отменял. «Американские горки» в Парке Горького бесспорно конгениальны Эрмитажу, но при этом нельзя забывать, что если построить свою жизнь по принципу «оргазм важнее познания», то, в принципе, можно попытаться достичь совершенства африканского слона (по мнению большой группы ученых, именно он самое сексуальное млекопитающее на планете), но не больше.
С помощью кино можно, конечно, разгонять адреналин, бороться с фобиями, лечить простату, как и при помощи айфона вбивать мебельные гвоздики. Но нужно ли? Тень (аттракцион в данном случае) должна знать свое место, и хозяин тени должен, помня о своей ответственности, не отпускать ее с «поводка». Иначе даже в благополучной кинематографической Якутии
Хвост начнет вилять собакой
Региональное кино призвано развивать культурные традиции региона. Об этом записано во всех скрижалях. Это декларировалось и на форуме. Что на практике? Самый кассовый якутско-бурятский фильм – криминальный боевик «Решала» (есть уже и «Решала-2»). В основном конкурсе международного фестиваля Якутия представила «триллер» (а по мне – шаблонный милицейский детектив) «Мой убийца». На первом якутском питчинге * призовое место – у «зомби»-триллера «3». Боюсь даже сформулировать вытекающий из этого реестра вывод о сути «региональных» традиций.
Изначально региональное кино – определенная школа перед выходом в глобальный мир кино без географических границ. Школа, а не способ заработать.
Я вообще считаю, что высокая доходность кино – следствие качества фильма, а не цель, для достижения который все способы корректны. Так можно договориться до продажи «косячков» для зрителей.
На питчинге* же авторы проекта о современной жизни юкагиров – одного из древнейших народов северо-востока Сибири, коих насчитывается по переписи 2002 года 1509 человек, – оценили свои затраты в 97 миллионов рублей при экспертной продюсерской оценке в 2,5 раза меньше.
Другой представленный проект – об Александре Невском – был оценен авторами в 190 миллионов, но он запомнился даже не финансовыми масштабами, фантастическими для полупрофессионального проекта, а тем, что основа исторического фильма – сочинения Льва Гумилева. Специально для историков пишу без кавычек.
Представленная для презентации история – о том, как Невский, Батый и Сянь-цзун (будущий китайский император) побратались при личной встрече где-то в районе Байкала и решили объединить свои вооруженные силы для того, чтобы противостоять агрессивной Европе. Это не анекдот – я слышал это собственными ушами и видел собственными глазами. Блестящая идея для отечественного фэнтези, но обзывать это заявкой на эпическую историческую драму?..
«Это ведь так созвучно современным задачам России», – взывал ведущий презентации. Было бы смешно…
Предостережение и тем, кто формулирует цели, которые бо́льшая часть населения не в состоянии осмыслить; и тем, что не отсекает все это на дальних подходах к микрофону.
Что это как не головокружение от успехов, подогреваемое безответственностью «кураторов» и экспертов? Как должен себя чувствовать продюсер/режиссер, если самодеятельный детектив «Мой убийца» завоевал на фестивале Гран-при, опередив, например, «Объятия змея» колумбийца Сиро Гера? «Мой убийца», сделанный без участия режиссера монтажа, с техниками, взятыми по случаю откуда-то с соседней дискотеки, и фильм – номинант «Оскара», победитель фестивалей в Лионе и Одессе!
И никогда бы у меня не поднялась рука написать дурное о «региональном кино», если бы к нему относились как самодеятельному творчеству, а не тренду, способному возродить из руин кино в провинциях.
На момент написания этого текста я не получил обещанного меморандума форума, но прозвучавшие на круглом столе тезисы позволяют усомниться в том, что
Любители состоятельнее профессионалов
Конечно, история мировой культуры знает пример, когда предприниматель, получивший образование, нацеленное на то, чтобы продолжать семейный бизнес по производству «волоченного и плащенного золота и серебра», стал реформатором мирового театра. Но это исключение.
Отечественный кинематограф захлестнула волна кавээнщиков. Милые, обаятельные – но разве этого достаточно?
Более того, в последнее время все чаще чудится, что мы наследуем не Византии и Новгороду с Владимиром, а Спарте (это такое античное государство, где, по легендам, тяготились заботой о пожилых людях): львиная доля отечественной государственной поддержки направлена на молодежные опыты в области искусства. Как только художник вырастает из юного возраста, грантодатели перестают им интересоваться. Вроде бы логично: мы помогаем тебе в пору становления, а затем уж сам. Если состоятелен – выдержишь, нет – ну и ладно.
Наверное, это так, если определять задачу художника как удовлетворение зрительских интересов, но состоятельные-то всегда опережают эти интересы. И как быть в такой индустриальной сфере, как кинематограф, где «в стол» работать невозможно? В стране, где заявить себя в качестве мецената порой означает скорое крушение бизнеса: уж очень чиновники не любят тех, кто позволяет себе своевольничанье в гуманитарных вопросах.
И сидят без средств заниматься профессией лауреаты и создатели школ, не без участия государства разгромлены государственные студии документального кино в регионах, и практически нет уже зрителей, способных воспринимать кино как великое искусство.
Но «если бы молодость знала», что их ждет через пять-десять лет, когда они выйдут из подросткового возраста…
* Презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых этот проект финансировать.
Виктор Долонько
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,
№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)