Мнения: ,

К истоку безумия

29 сентября 2016

14463254_1300899003288222_543098882373795071_n

Анимизм как достижение

Колумбия. Сьерра-Невада-де-Санта-Марта. Ночь. Воздух свежий, а от камней тепло. Спускаюсь к реке. Объемлющее меня таинственное пространство пьянит и завораживает ускользающим мерцанием светлячков. Повсюду треск цикад и древесных лягушек, но при этом отчетливо ощущается ночная тишина, ласковая и загадочная.

Иллюстрация: последнее фото Вадима в Фейсбуке. Видимо, Арктика.

Огромная полная луна. Темные силуэты священных гор. Вокруг меня вершины, а между ними сияющий космос. В залитом лунным светом пространстве стремительно и бесшумно проносятся летучие мыши, совершая немыслимые фигуры. Крики ночных птиц. Все живое вокруг. Не только растения и животные – и камни, и горы, и вода, и само пространство. Становится очевидным, что анимизм – это достижение, которое хочется сохранить, но этому что-то мешает.

Когда я только оказался в этом месте, его дух явился моему сознанию в виде странного антропоморфного пернатого существа. Сложно описать впечатление, которое оно произвело на меня. В нем было что-то древнее, мудрое и магическое. Его сигналы были не понятны мне. Потом живущие здесь индейцы рассказали, что в деревне присутствуют мамос (духовные служители), практикующие священные танцы. Меня к ним не допустили, потому что, по мнению индейцев, моя душа пока еще недостаточно чиста. Но мне сказали, что во время священнодействия мамос надевают костюмы из перьев. Я их не видел, но почему-то очень хорошо представляю. Они связаны с духом места.

Тихий восторг. Но что-то мешает мне сохранять в сердце связь с таинством жизни. Я знаю, что принадлежу другому миру, вернувшись в который, неизбежно потеряю эту связь, а возможно, и воспоминание о том, что она была. Загрязнения… Моя душа недостаточно чиста.

На самом краю узкой расщелины, по которой проносит свои воды небольшой рукав реки, расположено несколько индейских хижин. Через расщелину мостик. За мостом – небольшая площадка, на которой каменные сложения в виде небольших тронов. На тронах сидят невидимые глазом предки индейцев. Иногда на них или рядом с ними садятся старейшины племени для того, чтобы принять особо важные решения.

То тут, то там валунные сложения высотой около полутора метров. Это приблизительно в рост индейцев. Индейцы по сравнению с европейцами небольшого росточка. Валунные сложения – это могилы. Очень похожи на аналогичные сооружения на Соловецком архипелаге. Чуть дальше – камень прорицателей, у которого собираются старейшины.

Среди этих камней индейцы медитируют, чтобы вызвать дождь. Вода рядом, они провели ее к хижинам, но используют только для питья и приготовления пищи. Поливать огороды водой из реки индейцы отказываются. Они считают, что земле нужна дождевая вода, и в случае необходимости медитируют, вызывая дождь. Они могут медитировать несколько дней. В конце концов дождь действительно идет, но мне кажется, что это простое совпадение. Иногда индейцы сетуют, что дождь недостаточно обильный, но вместо того, чтобы полить огород водой из реки, начинают анализировать, пытаясь понять, что же в них не так. В конце концов идет дождь, обильность которого их устраивает. Они ликуют и благодарят Вселенную и Мать-Землю за милость, проявленную к ним.

Связь с Матерью-Землей и первичные принципы

Круглая хижина с конусообразной тростниковой кровлей. Посреди костер. Дым поднимается вверх и через прокопченный тростник уносится в небо. Отражение пламени пляшет в глазах сидящих вокруг индейцев из племени коги, одного из четырех племен (коги, аруаку, конкуамо, вива), живущих здесь с незапамятных времен. С появлением европейских колонизаторов они ушли высоко в горы и смогли сохранить свою культуру до наших дней.

Индейцы сидят вокруг костра: мужчины в просторных белых рубахах и широких белых штанах, женщины в подпоясанных белых платьях. Здесь же, прижавшись друг к другу, сидят дети. Некоторые уже спят прямо на земле. И взрослые, и дети босиком. Они могут делать себе сандалии, у некоторых я видел даже резиновые сапоги, но в соответствии с их представлениями о первичных принципах, для того чтобы связь с Матерью-Землей была устойчивой, лучше ходить босиком.

С точки зрения моих новых друзей, утрата этой связи очень опасна. Все помогающие им жить знания они получают от Матери-Земли. Например, они умеют разговаривать с растениями, но как – объяснить невозможно. Они говорят, что когда живешь в соответствии с первичными принципами и имеешь хорошую связь с Матерью-Землей, вдруг в определенный момент понимаешь, о чем говорят растения. Слушая их, постепенно получаешь возможность вступить с ними в диалог и договориться с ними.

Я видел огороды индейцев. Они выращивают маис, юку, бобы, бананы. Хорошие здоровые растения. Сорняков очень мало. При этом я ни разу не видел индейцев на прополке. С их точки зрения, растения, как и животные, могут страдать. Поэтому вырывать сорняки и выбрасывать их – варварство. Вместо прополки индейцы договариваются с сорняками, чтобы они не росли на их огородах.

 

Связь с Матерью-Землей важна не только потому, что она играет существенную роль в познавательных практиках и в принятии жизненно важных решений, но и потому, что она сама нуждается в людях и в их заботе. Есть определенные точки на поверхности земли, через которые в мир поступают жизненные силы, и Мать-Земля нуждается в том, чтобы человек поддерживал в этих местах особые духовные практики. Она сообщила первичным странникам, расселившимся по планете, знания о том, в каких местах какие практики нужно поддерживать для того, чтобы в мире сохранялся баланс, необходимый для жизни. Я долго расспрашивал индейцев: что это за баланс. Последняя моя версия: это баланс между миром зримым и незримым. Похоже, что эта версия ближе всего к истине. И очень важно, чтобы практики в местах, где в мир приходит жизненная сила, осуществляли люди с очень чистой душой. Если в этом месте появится нечистая душа, то Мать-Земля может не узнать в ней человека, закрыться от него или даже нанести ему вред.

Таким образом, утрата связи с Матерью-Землей приводит к потере жизненно важных знаний, способностей и к нарушению необходимого для жизни баланса. Себя и народы, которые сохранили связь с Матерью-Землей, индейцы, населяющие Сьерра-Неваду-де-Санта-Марта, называют старшими братьями. Те живут в соответствии с первичными принципами.

Младшие братья – это народы, которые забыли первичные принципы и живут по законам цивилизованного мира. Когда младшие братья потеряли связь с Матерью-Землей, их голова отделилась от тела, и с тех пор в нее залетают хищные мысли. Младшие братья создают государства, где есть армия, сословия, города, деньги. Древние греки, к примеру, были младшими братьями. Их олимпийские боги пришли на смену титанам, которые, возможно, и были олицетворением первичных принципов. Титаны были изгнаны в Тартар, а вместе с новыми богами в мир пришли принципы разумности, красоты, но и хитрость, и коварство.

Индейцы считают, что все люди являются братьями, потому что они дети одной Матери-Земли. Ссора между братьями, с точки зрения индейцев коги, аруаку, конкуамо, вива, не допустима: это приносит страдания Матери-Земле и может привести к разрыву связи с ней, и как следствие утрате важных способностей, и к нарушению необходимого для жизни баланса в мире. Но младшие братья не помнят об этом.

 

Об этом я не раз слышал от старейшин племен коги и аруаку и наших индейских проводников. Сейчас он спрашивают разрешения о нашем присутствии в хижине. Индейцы доброжелательно приглашают нас к костру и продолжают беседу. Речь плавная и спокойная. Никто никого не перебивает. Все внимательно и с уважением выслушивают говорящего. Мимика очень богатая, но при этом мягкая. Присутствующие дети спокойны, собранны и дружелюбны друг к другу. Я ни разу не слышал детского плача или каприза, не слышал брани или повышенных тонов от взрослых. Ссора, а тем более война считаются серьезным уклонением от первичных принципов.

Индейцы коги, аруаку, вива, конкуамо никогда ни с кем не воевали. Археологические раскопки показывают, что у них никогда не было орудий убийства. Они занимаются земледелием и выращивают скот (такие маленькие черные свиньи) и птицу (индейки) в небольших количествах. В последнее время к ним часто приезжают индейцы из племени лакота, которые в прошлом были неплохими воинами. Традиции этого племени включают в себя Пляску Солнца, распространенную среди большинства индейских племен Северной Америки. Эта традиция предполагает жертвоприношение Великому Духу, которое совершается посредством добровольного надреза кожи на собственной груди, руках и спине. В эти надрезы вставляются косточки, к концам которых привязываются ремни и прикрепляются к столбу – «дереву жизни», что означает прямую связь с Создателем. Во время пляски необходимо вырвать эти косточки из тела.

По преданиям, этот ритуал появился после войны, случившейся в далеком прошлом. Коги выразили сомнение в том, что эта традиция соответствует первичным принципам, скорее является результатом уклонения от них. Лакота были вынуждены согласиться.

Индейцы лакота были вынуждены согласиться. Об этом я узнал от колумбийца Нельсона Корабалье, директора фонда Fundare Cultura, который присутствовал при этом.

Индейцы из Северной Америки, чаще всего ассимилированные, приезжают в Сьерра-Неваду-де-Санта-Марта для того, чтобы разобраться в своих традициях и восстановить культуру, соответствующую первичным принципам.

В моем мире проявление агрессии по отношению к окружающим людям – дело повседневное. Конкуренция. Некоторые считают, что силовой способ разрешения конфликтов неизбежен, а войны необходимы для того, чтобы мужчины оставались мужчинами, а не хлюпиками. Если кто-то из моего мира вдруг почувствует, что в его голову залетают хищные мысли, то у него возникнут основания подозревать у себя шизофрению, так как синдром «вложенных мыслей» является одним из ее симптомов.

История безумия

Среди индейцев шизофрения не встречается. Еще в 1835-м Дж. Причард писал: «Безумие встречается исключительно у цивилизованных человеческих рас; его почти не бывает у дикарей, и оно редко встречается в варварских странах». Более современные исследования сообщают, что «в городах встречается непропорционально большое число шизофреников, особенно в районах с бедным населением».

 

Термин «шизофрения» был впервые предложен в 1908 году психиатром Эйгеном Блейлером. Сегодня под этим названием объединяется группа психических расстройств, характеризующихся распадом процессов мышления и эмоциональной сферы. Развитие шизофрении сопровождается скудостью эмоций, снижением способности получать удовольствие, потерей мотивации, синдромом дезорганизации, сопровождающимся хаотической речью, мыслями и поведением.

Шизофрения в современном мире является одной из основных причин, приводящих к инвалидности. Развитие шизофрении сопровождается скудостью эмоций, снижением способностью получать удовольствие, потерей мотивации, синдромом дезорганизации сопровождающимся хаотической речью, мыслями и поведением. К продуктивным симптомам шизофрении относят бред, слуховые галлюцинации.

Этот показатель в таких странах, как Япония, Англия, Дания и Германия, такой же как в США, В Скандинавских странах, Ирландии и Северной Югославии этот показатель выше. В Африке показатель более низкий, за исключением регионов, где сильно влияние западной технологии и культуры. Это заболевание очень редко встречается в Папуа–Новой Гвинее, являющейся, вероятно, наименее развитой страной в мире. Сообщество явно играет роль в развитии и распространении безумия.

В России, согласно В.И.Яковенко (1909), в 1897 г. было 117 709 больных, т.е. около 0,09 % населения. Через сто лет, в 1996 году согласно данным официальной статистики, в Российской Федерации было 3 784 423 психически больных, т.е. примерно 2,6 % населения. Примерно такая же динамика показателя распространенности психических заболеваний характерна и для других развитых стран. Как будто бы за сто лет количество людей нуждающихся в психиатрической помощи выросло в разы.

Конечно, статистика дело спорное. Вполне возможно, низкий процент зарегистрированных больных с душевным недугом в начале прошлого века был связан с относительной неразвитостью психиатрической службы. Вероятно, далеко не все люди, которые сегодня были бы признаны душевнобольными, имели возможность обратиться к психиатру, а потому не могли быть зарегистрированы и не участвуют в статистике. Этим же обстоятельством может быть объяснен низкий процент зарегистрированных людей с психическими расстройствами в Папуа-Новой Гвинее. Возможно, значительное количество душевнобольных в этой стране просто не обращаются за помощью.

Однако, статистика в России за последние десять, (то есть за период, когда психиатрическая служба работала одинаково стабильно) настораживает. За это время число людей, ставшими инвалидами вследствие психических заболеваний в России возросло на 13%.

Главный психиатр Минздрава России, директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского Зураб Кекелидзе сообщил, что около 70% российских школьников имеют психические расстройства и аномалии развития. «На сегодняшний день среди дошкольников психические расстройства и аномалии развития — 60% от общего числа детей. Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70–80% общего числа учащихся». Речь идет не только и не столько о шизофрении и психозах, сколько о не психотических расстройствах, к которым относятся неврозы, психопатии и психосоматические расстройства.

 

За все время моих экспедиций в Сьерра-Неваду-де-Санта-Марта я ни разу не встречал ни «дурачков», ни пьяниц, ни людей с признаками деградации или психического заболевания, ни беспокойных, нервных и капризных детей. Судя по всему, среди «старших братьев» безумных просто нет. Возможно, дети с аномалиями развития не выживают. Предполагаю, что смертность здесь, особенно среди детей, довольно высока. Обычное состояние индейской женщины либо беременность, либо вскармливание малыша. Однако численность племени не возрастает.

Может быть, смертность уравновешивает рождаемость, но это не дает ключа к пониманию причин психических расстройств, получивших распространение среди «младших братьев». Может быть, наследственность и вносит существенный вклад в развитие психических заболеваний, но с наследственным фактором связаны не причины, а особые свойства нервной системы, которые при определенных обстоятельствах могут проявиться как заболевание, а в других условиях – как одаренность.

Количество душевнобольных стремительно нарастает как в России так и во всем мире в течении последнего десятилетия. Вряд ли отсутствие жестких факторов естественного отбора может негативно сказаться на наследственности в течении небольшого срока. Тем более, что шизофрения, как правило, не проявляется в детском возрасте.

Пик заболеваний приходится на 20-28 лет у мужчин и 26-32 года у женщин. Для индейцев это возраст зрелого человека, уже имеющего свою семью. Кроме того, у индейцев я не заметил подростков с отклоняющимся поведением.

В 50-е годы прошлого столетия Мюррей Боэн, работая с семьями шизофреников, заметил, что их родители с трудом различали чувства (субъективное) и мысли (объективное). Более того, чувства и мысли часто использовались ими как синонимы. Они не в состоянии различить субъективную истину и объективный факт. Однако далеко не все их потомки стали шизофрениками.

Прислушиваюсь к разговорам индейцев в хижине. Сопровождающий нас молодой индеец Лаунтано переводит с языка коги на испанский. Старейшина, сидящий рядом с костром, рассказывает о том, что в камнях живут души умерших людей. Он говорит, что потратил двадцать лет своей жизни на то, чтобы установить контакт с миром мертвых и найти там своего отца. Старый индеец говорит, что потратил время зря: мертвые не могут дать надежные знания живым. Это может только Мать-Земля. Через нее ему удавалось установить контакт с межпланетными кораблями.

Вот так, я полагаю, и мыслили наши далекие предки, когда еще не было ни письменности, ни государства.

Индейцы видят свое предназначение в поддержании необходимого для жизни баланса между мирами зримого и незримого. Они следуют этому предназначению в течение многих тысячелетий. Возможно, мир незримый можно понимать как субъективный, а мир зримый – как объективный. В этом случае понимание границ между этими мирами у индейцев развито достаточно высоко. Вряд ли Мюррей Боэн согласится отнести контакт уважаемого индейца с межпланетными кораблями к объективному факту, в то время как для индейца это очевидная реальность.

 

Человечество знакомо с безумием с давних пор. В древнеегипетском трактате о болезнях, получившем название «Папирус Эберса», встречается описание шизофреноподобных симптомов. Авиценна описывает разные виды психических расстройств, выделяя особым образом «джунун муфрит» (тяжелое безумие). Он отличает его от бешенства и расстройств, которые сегодня называются биполярным расстройством, или маниакально-депрессивным психозом. Эти сведения получены «младшими братьями», которые, по мнению индейцев коги, уклонились от первичных принципов, изобрели письменность, создали армию, построили города, придумали деньги.

Очевидно, в каждую эпоху безумие отливается в свою особую форму, являясь ответом человеческой природы на обстоятельства, которые создает человек, руководствуясь той или иной культурной и нравственной парадигмой.

В 1889 году доктор Поль Реньяр описывает распространение в XV–XVII веках демонизма и колдовства как тяжелых форм психического расстройства, сопровождающегося одержимостью. Он обращает внимание на распространение в XVIII веке почти не встречающегося в наши дни сомнамбулизма. В XIX распространились морфиномания, эфиромания и мания величия: «Господствующий недостаток людей XIX века – это эгоизм. Мы не живем в эпоху, когда для успешной борьбы с природой людям нужно было сплачиваться друг с другом. Мы уже далеки от того времени, когда вторжение одних племен во владения других принуждало людей к слиянию ради общей защиты. Таким образом, само развитие цивилизации влечет за собой нравственную диссоциацию человечества и потенциальное разобщение ее элементов».

 

Пытаясь предсказать, какие умственные эпидемии будут поражать жителей XX столетия, он высказывал опасение, что это будет «бред фанатического насилия, крови и разрушения».

Злокачественная агрессия (Э. Фромм), которая, в отличие от доброкачественной, направлена не на преодоление препятствий, а на причинение страданий людям и живым существам или их уничтожение, в XX веке в лучшем случае воспринимается как «мерзость нормы», но не как патология. Несложно предположить, что подобное положение вещей сопровождается психической травматизацией, которая накладывает отпечаток на личность и негативно сказывается на развитии детей. Перенесенные в детстве издевательства и травмирующие переживания фигурируют в качестве стимула к будущему развитию шизофрении. Люди с диагнозом «шизофрения» чаще, чем другие, подвергались в детстве физическому или эмоциональному насилию, неадекватному физическому и эмоциональному обращению; многие из них пережили утрату родителей, заброшенность. Во взрослом возрасте нередко толчком к развитию шизофренических симптомов становится травматическое переживание (например, сексуальное насилие), сходное с пережитым в детстве травматическим опытом.

Впрочем, возродить болезненные переживания может любая травма. Среди исследователей существует мнение, что в развитие шизофрении свой вклад могут вносить нарушенные взаимоотношения, для которых характерно отсутствие поддержки.

Сага Кармен и ее рассказ о материнстве и младенчестве

У индейцев появление священного ребенка, который станет духовным служителем, предсказывается за два поколения. В возрасте четырех лет священные дети вместе с родителями уходят высоко в горы, к ледникам, где в пещерах они воспитываются до 18 лет. После достижения совершеннолетия они возвращаются в племя для осуществления служения. Духовные служители мужчины называются мамос, а женщины – сага.

Я беседую с сагой Кармен. Мягкая пожилая женщина с теплыми добрыми глазами. Она рассказывает мне о традициях, связанных с воспитанием детей у индейцев коги. Она говорит, что дети сами знают, какими им быть. Когда индеец умирает, он вновь рождается уже через четыре дня. Получается, что дети приходят в этот мир с миссией, которую их души исполняли уже не одно столетие. Они хотят быть сильными, умными, добрыми и смелыми. Задача родителей – помочь детям понять себя.

Для этого семья должна быть связана с Матерью-Землей. Мать-Земля – это живое существо, включающее в себя и планету, и звезды, и живых существ, и духов. В семье, которая следует первичным принципам и сохраняет связь с Матерью-Землей, ребенок отчетливо ощущает свое предназначение и свою природу, стараясь максимальным образом раскрыть и развить ее.

Его не надо принуждать и наказывать. Индейцы почти не применяют наказания по отношению к детям. Их воспитывают естественная среда, Мать-Земля, восходы, закаты, реки, любовь близких, их жизнь и их смерть, пробуждая в них стремление к исполнению своего предназначения.

Проблемы у детей возникают тогда, когда родители уклоняются от первичных принципов. К примеру, безответственный секс, с точки зрения индейцев, является отклонением от первичных принципов и причиной проблем у детей.

Первичных принципов очень много. Один из важнейших моментов заключается в том, что мать не должна расставаться с младенцем, пока ему не исполнится два года. С точки зрения психологии до двух лет ребенок находится в состоянии симбиотического единства с матерью и его травмирует любая разлука с ней, даже если мать удаляется ради проявления заботы о нем (стирка белья, приготовление еды).

Преждевременное отделение младенца от мамы может привести к сепарационной травме, которая в более позднем возрасте при неблагоприятном стечении обстоятельств аукнется серьезным психическим расстройством. Индейская мама все время носит младенца в особым образом повязанном куске ткани либо за спиной, либо у груди. Она не расстается с ним даже тогда, когда идет в туалет. Кстати, процедура туалета у индейцев, как, впрочем, и все остальное, священна, так как предполагает интимное общение с Матерью-Землей. Такое отношение исключает наличие общественного туалета. При этом в деревне и вокруг нее очень чисто. Ни запаха, ни мух.

О том, как вынашивать и воспитывать малышей индейцы знают не из специальной литературы. Их этому обучила Мать-Земля.

Программа поведения индейцев, начиная с младенческого возраста, согласована с предметной средой их поселений. Священные камни, могилы предков, конкурвы (священные хижины), священные деревья, вершины гор, пещеры, звезды, реки, акустический ландшафт, птицы, насекомые, растения соединяют сознание человека с Матерью-Землей. Контакт с ней сопровождается переживанием любви, щедрости, тайны, древней мудрости, ощущением вечной юности, обновления и счастья.

Мать-Земля как процесс и как поле

Мать-Земля может быть описана как определенная организация психических процессов, упорядоченных древним архетипом, включающим нас в удивительно сложную и бесконечно красивую сеть жизни. Не исключено, что привлекательность этого мира является результатом внушения, осуществляемого этим архетипом.

Утрата связи с ним является источником особой деструктивности, которая в течение многих поколений приводит к накоплению аномалий развития и в конце концов к безумию. Все формы безумия являются продуктом коллективной работы. Возможно, безумие является ответом сообщества на обездушивание окружающей среды и человеческих взаимоотношений.

Основатель процессуально ориентированной психотерапии Арнольд Миндел пишет: «Мир функционирует как единое целое. Кто-то скажет, что личность хочет познать Самость, или Бог пытается себя обнаружить таким образом, или Антропос, внутри которого мы живем, хочет пробудиться, или коллективное бессознательное пытается проявить себя, или Вселенная эволюционирует, чтобы побудить людей задуматься о смысле жизни».

Американский психотерапевт, писатель, основатель процессуально ориентированной психотерапии Арнольд Миндел пишет: «Голограммы, антропос, теории поля, концепция эволюционирующей Вселенной, голографическая теория мозга, указывает на то, что мир функционирует как единое целое. Стоит рассмотреть предполагаемую теорию о том, что поле делает все возможное, чтобы прийти к самоосознанию. Неспособность безумцев работать со своими психическими процессами, заставляет нас противостоять этому. Мы вынуждены формулировать теории и обдумывать проблемы, которые в противном случае проигнорировали бы. Таким образом, поле информирует людей о своих конфликтах. Это может быть сформулировано по-разному, в зависимости от мировозрения. Кто-то скажет, что личность хочет познать Самость (Self), или Бог пытается себя обнаружить таким образом, или Антропос, внутри которого мы живем, хочет таким образом пробудиться, другой скажет, что коллективное бессознательное пытается проявить себя или, что Вселенная эволюционирует таким образом, что бы пробудить людей задуматься о смысле жизни».

 

Вадим Рябиков

Психолог, путешественник, музыкант. Директор Института Развития Личности «Синхронисити 8».

Полный вариант статьи, опубликованой в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)

pNa

Оставьте комментарий