Мнения: , ,

Как Самара теряет свою визитную карточку

13 февраля 2017

В новогодние праздники в Самаре стало одним памятником меньше. Бульдозер сравнял с землей дореволюционную застройку на углу улицы Буянова и Одесского переулка. Под ковш пошел и каменно-деревянный особняк Быкова, числившийся в списке выявленных объектов культурного наследия.

Это не первый и, увы, не последний образец деревянного зодчества, который мы безвозвратно утратили. Под угрозой исчезновения находится не одно здание и даже не один квартал. Самара теряет не только уникальное наследие, но и один из своих главных туристических брендов.

Большое видится на расстоянье

Ситуацию вокруг проблемы сохранения деревянных зданий в Самаре лучше всего описал Ваган Гайкович Каркарьян в книге «Деревянное зодчество Самары, или Осень патриархов»: «Резной оконный наличник, точнее очелье с восходящим солнышком, валялся в грязи недалеко от гусениц бульдозера, снесшего очередной старый самарский дом. Сквозь скрежет и лязг бульдозера я услышал: «Я был бы счастлив иметь такую изящную деталь на своем доме… Ведь это произведение искусства… Вывезти не разрешат». В голосе и взгляде молодого миланского архитектора я почувствовал и упрек, и удивление. И подумал: то, что нужно иностранцам, не нужно нам. И еще вспомнилось: «Лицом к лицу… не увидать, большое видится на расстоянье». Такой домовой резьбы на улицах старой Самары много. Пока много… Но при таком «нашествии» нынешних домов-монстров скоро не останется совсем».

Эти строчки были написаны 15 лет назад. С тех пор количество деревянных домов в городе катастрофически уменьшилось, и конца процессу уничтожения уникального наследия пока не видно.

Что имеем – не храним

Догубернской Самаре не везло с деревянными постройками. В огне исчезла крепость, основанная князем Засекиным в 1586 году, в 1850-м дотла сгорел весь уездный город. За почти семь десятилетий до революции теперь уже губернский центр приобрел уникальную городскую среду, которая полтора века нещадно разбазаривается. Что-то было утрачено еще в первые годы советской власти, например, деревянные церкви в Томашевом колке (район нынешней улицы Нагорной) и на дачах (в районе Барбошиной Поляны), кумысолечебница Аннаева на крутом берегу Волги на месте нынешнего силикатного завода. По воспоминаниям Константина Головкина, ее растащили на дрова в начале 1920-х.

Дача купца Ясенкова сгорела в 2012 году

Целые кварталы деревянной застройки исчезли Пампри строительстве в районе площади Славы и далее до улицы Полевой. В новейшей истории Самары ситуация только усугубилась. Жертвами новой застройки в центре стали памятники деревянного зодчества на улице Самарской (в том числе дом Тимрота архитектора Засухина), десятки домов на улицах Алексея Толстого, Буянова, Арцыбушевской, Красноармейской, Ленинской… можно долго перечислять адреса, кварталы и объекты. Последняя крупная утрата случилась в августе 2012-го. На 9-й просеке сгорела дача купца Ясенкова – одна из трех деревянных загородных усадеб, дошедших до наших дней. Теперь дом Быкова в Одесском переулке.

«Строек новогодние подарки»

«Главный фасад имеет шестиосевую симметричную композицию. Архитектурный декор первого (кирпичного) этажа представлен рамочными наличниками прямоугольных оконных проемов с прямыми сандриками, цепями рустов, карнизным поясом с сухариками и выполнен рельефной кирпичной кладкой, – описывала дом Быкова в акте историко-культурной экспертизы архитектор Татьяна Вавилонская. – Второй этаж (деревянный) обшит тесом и богато декорирован многослойной пропильной резьбой и накладными элементами, выполненными глухой объемной резьбой (наличники оконных проемов, подзоры и полотенца в оформлении венчающего карниза и щипца). Щипец был украшен деревянным шпилем (утрачен)».

Управление охраны объектов культурного наследия Самарской области зафиксировало факт сноса памятника и направило письмо в полицию о возбуждении уголовного дела. Безусловно, все мы ждем, что виновные будут наказаны, но, как показывает опыт, дело могут не возбудить или не довести до конца. Тем временем застройщик, не стесняясь, расчищает территорию для нового строительства. Кстати, дом Быкова располагался в соседнем квартале с управлением охраны памятников. Один из сотрудников госоргана с грустью вспомнил фразу из песни Олега Митяева про «строек новогодние подарки» – снос произошел в праздничные дни, когда управление не работало.

Кто следующий?

К сожалению, все мы понимаем, что дом Быкова – не последняя жертва новостроек. Между улицами Красноармейской и Полевой ведется активное строительство сразу в нескольких кварталах, так что под угрозой находится огромный пласт культурного наследия и ценной городской среды.

Снос дома Быкова. Январь 2017

Кроме того, под вопросом судьба двух зданий – дома на улице Ульяновской, 75, и бывшей усадьбы надворного советника Кавского на улице Буянова, 106. Оба выявленных объекта культурного наследия пострадали от пожаров. И если в первом случае эксперты, а затем и коллегия управления охраны памятников вынесли решение о включении объекта в реестр, то второму коллегия решила статус памятника не присваивать.
Обладают здания статусом памятников или нет, как показывает пример дома Быкова, государственная охрана не гарантирует сохранности построек. Кроме того, встает вечный вопрос: что делать с деревянным фондом? Есть несколько решений: все отреставрировать и снабдить коммуникациями для комфортного проживания; сохранить наиболее ценные постройки, а остальную территорию застроить; перенести памятники, опять же застроив территорию; все снести.

На самом деле можно использовать все варианты (кроме последнего, конечно), но для начала нужно определить приоритеты: что мы хотим получить в результате? Музей под открытым небом, современный комфортный город, учитывающий исторический и градостроительный контекст территории, или очередной микрорайон с как можно большим количеством квадратных метров жилья? Мне кажется, ответ очевиден: благоустроенный город, где и жить комфортно, и гостям есть что показать.

Взгляд со стороны
«Деревянная и каменно-деревянная архитектура представляет собой уникальное явление проникновения народной крестьянской архитектуры в город, которое захватывает этап слияния народного и стилевого зодчества и отражает исторические, социально-экономические, этнографические, географические особенности развития Самарской губернии рубежа веков», – пишут авторы монографии «Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX – начала XX века» Виталий Самогоров, Елена Сысоева и Юлия Черная.

Деревянная архитектура старой Самары – не только бесценное наследие, впитавшее в себя традиции народов Поволжья (чем не «духовные скрепы»), но и туристический бренд, потенциал которого до сих пор недооценивается.

«Большое видится на расстоянье», – вспоминал строчку Есенина Ваган Каркарьян. Может быть, пора уже посмотреть на город со стороны?

Армен АРУТЮНОВ

Градозащитник.

Фото автора

 Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 3 (111), 2017, Февраль

pNa

1 комментарий к “Как Самара теряет свою визитную карточку

  1. Время начальников-уголовников. И архитекторов-ублюдков. Они безнаказанно уничтожают город. А на их безжизненные строения и смотреть не хочется. Вот откуда наплевательское отношение горожан к действиям властей. Такое ощущение, что в городе нет ни одного здравомыслящего человека… Уничтожить Дом Быкова — лучший памятник деревянного зодчества! Очень неожиданная утрата. А этот квартал Лиманский подарил своему брату. Где власть беззаконна, там всё без закона…

Оставьте комментарий