Мнения: ,

Долгожданный Друк

25 декабря 2018

Визита этого поэта Самара ждала почти тридцать лет.

В начале 90-х, когда в наш город наконец-то начали приезжать с выступлениями неподцензурные литераторы, он был среди тех, кого читающие самарцы очень хотели увидеть и услышать. Но так случилось, что как раз в 1994 году поэт уехал на постоянное жительство в США. И прошло четверть века, прежде чем он все-таки посетил Самару.

Состоялась эта встреча в рамках проекта «Поэтическая логоцентрика — 6», проводимого под кураторством поэта Виталия Лехциера, соредактора литературно-аналитического портала «Цирк „Олимп“ + TV». Собственно, в начале девяностых именно стараниями основателя «Олимпа», поэта Сергея Лейбграда, самарцам удалось вживую послушать выступления Тимура Кибирова, Михаила Айзенберга, Татьяны Риздвенко и других современных поэтов. И вот теперь, с невольным многолетним опозданием, с «циркоолимпийской» помощью нас посетил и замечательный автор Владимир Друк.

Встреча с Друком состоялась в одном из залов галереи «Виктория». За стеной раздавались легкие перестуки: шел монтаж художественной экспозиции «Приручая пустоту». А для собравшихся звучали стихи Владимира Друка — от ироничной «классики» до современных магических верлибров.

Даже те, кому мало знакомо имя поэта Владимира Друка, наверняка знают его стихи 1980-х, которые в советское время публиковались в журналах «Юность» и «Пионер», а также просто жили в устном цитировании. Мною из них особо любим короткий «Роман»:

Нежно смотрит на микроба
Аспирантка С. Петрова.
Так же нежно в микроскоп
На нее глядит микроб.

Хотя более «народным» стало другое стихотворение:

Мурка задумчиво в небо глядит:
Может быть, там колбаса пролетит?
Мысль, что бывают еще чудеса,
Даже приятнее, чем колбаса.

Эти, на первый взгляд, совершенно безобидные строки дважды стояли в верстке полосы «Литературной газеты» и в последний момент все-таки слетали. В магазинах тогда с колбасой было не очень, и властьпредержащие могли усмотреть в этом стихотворении ненужные намеки на проблемы с продуктами первой необходимости.

Вечер начался именно с этих стихов, а затем последовали другие, постепенно перелетая из московских в нью-йоркские:

шереметьево выключу, словно свет
за собой погашу
но достанет бутылочку мой сосед
а я закурить у него попрошу

Понятно, что на литературном вечере, организованном «Цирком «Олимп», подача гостя не могла обойтись без подведения теоретической базы под его творчество. Друк был записан в концептуалисты, хотя сам он не торопился осесть в предложенных рамках. Но, чтобы не обижать организаторов, Владимир Яковлевич сказал: «Я литератор и могу неправильно на это всё смотреть».

Для полноты картины стоит заметить, что, помимо литературного творчества, в жизни Владимира Друка всегда были и труды иного свойства. По первому образованию он педагог-психолог. А живя в США, окончил магистратуру отделения интерактивных коммуникаций Нью-Йоркского университета и стал специалистом в такой новой области, как информационная архитектура. Чтобы окончательно поразить читателей, добавлю, что Друк еще и изобретатель и, в частности, имеет патент с названием «Метод и аппарат для измерения субъективного времени». Правда, на встрече с самарскими читателями он и об этом скромно умолчал. Зато познакомил со своей новой книгой «Алеф-Бет. Формы, числа, номинации».

Это поэтическая версия древнейшего еврейского алфавита. Согласно словам самого автора — попытка передать на русском языке отголоски богатейших традиций его толкования, его загадок, его многомерного пространства образов и смыслов. Двадцать две буквы. Чуть больше стихотворений (некоторым буквам в книге посвящено два или три стиха). И, безусловно, это были стихи совершенно иные, нежели Друк писал ранее.

Во время чтения автором книги пространство постепенно, по нарастающей, наполнилось магией. Это уловили все слушатели, даже те, кто порою не считывал все смыслы звучащих стихов. Им оставалось только плыть в этом потоке метафор, отмечая их не столько сознанием, сколько ощущением: «мелкие звери песка», «понедельник немыслим», «попробуй убедить воду», «реки будут рукоплескать тебе», «черное пламя букв».

Впрочем, магический вечер обнаружил и свою иронию. В тот момент, когда одному из слушателей пришлось выйти, чтобы не мешать своим кашлем собравшимся, поэт прочел строку: «помни: всегда есть возможность уйти».

Однако магия стиха сильнее больного горла. Прокашлявшись, слушатель вернулся. Владимир Друк читал далее:

никуда не беги
всё происходит вовремя
ничего не проси
всё уже есть

Алёна САМСОНОВА
Драматург, кинодокументалист, член Союза кинематографистов России.

Фото Виталины ЛЕХЦИЕР

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

1 комментарий к “Долгожданный Друк

Оставьте комментарий