Мнения: , ,

Наука и/или религия

26 декабря 2018

Мы все воспитывались атеистами. Однако религиозные праздники оказывали на нас более или менее значительное влияние.

Но времена изменились, и назвать себя неверующим рискует далеко не каждый. Казалось бы, для служителей культов настал золотой век. Но не всё так просто! Вопрос «Есть ли Бог?» для отдельного человека занимает по степени важности, пожалуй, второе место после вопроса «Ты меня любишь?», а для человечества вообще первое.

Причем вопрос этот далеко не всегда был вопросом, ибо наличие Высших Существ нашими очень далекими предками сомнению не подвергалось. И он до сих пор не имеет окончательного ответа, да и вряд ли будет иметь. А актуальность проблемы, тем не менее, в современном мире, как ни странно, возрастает. Мы вновь вступили в эпоху религиозных войн, бессмысленных и беспощадных. И хоть слышали мы миллион раз, что терроризм не имеет границ и веры, его жертвам не встать из мертвых.

Тут и СМИ подбрасывают свою охапку в костер, на котором сгорает вид Homo Sapiens Sapiens (какая ирония: ведь дважды «разумный»!). А ведь речь идет о сосуществовании трех столпов нашей цивилизации: Науки, Религии и Веры. И пусть читатель не удивляется, что Вера и Религия не тождественны. Религия есть, прежде всего, категорический императив социальной нравственности. А вера? Слышали, небось, выражение: «Не согрешишь — не покаешься». То ли парадокс, то ли софизм, но с каким-то циничным привкусом.

Но не только в Бога есть вера. Я полагаю веру неотъемлемой компонентой не только религии, но и науки. С первым включением всё очевидно, достаточно вспомнить высказывание Тертуллиана: «Верю, ибо абсурдно». Здесь нет призыва поверить во всякий абсурд. Просто нет рационального объяснения Воскрешению Христову, поэтому в Него надо только верить.

Так и напрашивается параллель с тютчевским «в Россию можно только верить». Мы, россияне, богоподобны! Но ведь и наука не чурается веры! Вы видели атом? Нет! Но вы верите, что он есть. А субатомные частицы, теория эволюции, расширение Вселенной? Вот то-то и оно! Конечно, это совсем иная вера, но все-таки вера.

Верите в Большой взрыв? А христианство не верит, как не верят ни буддизм, ни иудаизм, ни ислам. Из мифологии разных народов, из священных писаний разных религий можно выделить не слишком большое количество космогонических моделей. Началом чаще всего выступает некий мировой Хаос, хотя возможны и варианты. Я советую освежить в памяти «Младшую Эдду». Фантастика! Увы, не научная. В эпоху доминирования высоких технологий, широко используемых и священнослужителями, верить в Мирового Змея способен не каждый.

***

В наши дни религия утратила массовую безоговорочность своего авторитета. Не желая потерять его еще больше, религиозные деятели стремятся сблизиться с наукой. С удивлением обнаружил в американском научно-популярном журнале Physics Today, в февральском выпуске за уходящий год, заметку под названием «Иная точка зрения на религию и науку». Начинается она (в моем переводе, извините) так: «Убежденность в том, что религия, особенно христианская, и наука состоят в конфликте, вредит науке».

Говоря простым языком — ништяк, а? С каких это пор различие в правилах игры в домино и шахматы вредит полету доминошной мысли?! Автор заметки, а скорее, небольшой статьи — Том МакЛиш, ученый из британского университета в Дареме. Правда, аргументация его страдает серьезной логической погрешностью: «После — значит вследствие». Да, многие средневековые ученые, даже гении науки, были служителями Бога. Коперник, например. Иван Петрович Павлов был верующим. Но ведь и любители забить козла могут под тем же грибком сгонять партийку в шахматы, не привнося в них ни правил, ни приемов игры в домино. Даже не стучат по доске ни офицерами, ни турами. Разные игры.

Религия — «игра» в сверхъестественное сверх-существо, причем исключительно мужескаго полу. Наука — «игра» с дуэтом «модель + метод». Автор вышеупомянутого эссе говорит, что противопоставление религии науке вредно, ибо заставляет представителей различных вероисповеданий считать науку чем-то враждебным, что в конечном итоге наносит вред этой самой науке. Еще одна ипостась кретинской политкорректности. Конечно, религия и наука являются частью современной официальной культуры. Помимо нее, имеет место наличие различного рода субкультур. Оторванные от корней, культурные феномены превращаются в субкультурные. Не удивлюсь, если вскоре кто-нибудь из «верующих» задаст священнику вопрос о том, как по фэнь-шую правильно вешать иконы. Готовимся встретить год Свиньи. С какого перепою? Что по этому поводу гласит Библия? У почти ста процентов наших «православок» вера сводится к разгрузочным дням во время поста. Всё!

А как часто мы можем узнать из средств массовой, извините, информации, что ученые установили… Далее следует такая бредятина, что ни одной сивой кобыле не придет на ум. Зачем, в конечном итоге, нужна Религия? Да для того, чтобы человек стал наконец не только разумным, но и человечным, человеческим. Не об этом ли говорил Кант, упоминая звездное небо над ним и нравственный закон внутри себя?

Простой Веры недостаточно, ибо она, как ни крути, у каждого своя. Тут должен быть какой-то общечеловеческий Закон. Вот он-то и устанавливается Религией. Кстати, их много, и каждый из нас якобы волен принять любую, но это совсем не так. Семья, окружение, неуспех на жизненном пути — всё это в значительной мере определяет наш выбор. Нередки случаи перехода в другую религию, чаще по матримониальным соображениям, но порой иная религия кажется привлекательнее родной.

В конце концов, стремление к вечной жизни после физической кончины играет существенную роль, хотя далеко не каждая религия обещает нам такое удовольствие. Но намного сильнее человека останавливает перед Злом великий страх великой кары. Наука логична, в этом ее суть. Зачем же стремиться сделать Веру еще одним разделом прикладной логики? Поэтика священных книг, Священного предания, Ригвед, других источников сакрального знания сама по себе препятствует такому кощунству. Так что иерархи различных религий и культов могут не пытаться сайентифицировать свои установления и запреты. Да, у них могут быть рациональные предпосылки. Но их может и не быть.

Зачем заставлять нас думать, что Соломон Песнь Песней посвятил не своей возлюбленной, а будущей Церкви Христовой? Социальный заказ исполнен, но скучно как-то. И, тем не менее, религия зачем-то ищет поддержки науки. Каждое открытие теологи стремятся хоть как-нибудь приспособить в качестве теодицеи, подтверждения истинности Священного Писания. Зачем? Ведь наука имеет целью объяснить всё естественное, тогда как в религии вся суть состоит в декларировании сверхъестественного.

Казалось бы, следует оставить Богу Богово и не стремиться поверить Его замыслы Человеческим. Ведь религия и наука в наше время не являются непримиримыми соперниками на арене Миропонимания, как не являются врагами два «Евгения Онегина», Пушкина и Чайковского (что касается Чернякова, тут я «эстетический натурал»). Хоть и утверждает вера так называемого здравого смысла, что мысль материальна, наука данный тезис не поддерживает.

Мысль, хоть и обусловлена материально-энергетическими процессами, вовсе не сводится ни к материи, ни к энергии. Но в последнее время всё запутывается невероятно. Возьмем, к примеру, статью, опубликованную в журнале «Успехи физических наук», в октябрьском выпуске 2018 года. Она озаглавлена так: «Критика квантового разума: измерение, сознание, отложенный выбор и утраченная когерентность» и принадлежит перу А. М. Жёлтикова, сотрудника трех уважаемых научных учреждений, в том числе МГУ.

Автор приводит мнения некоторых весьма авторитетных ученых, в том, что состояние сознания наблюдателя влияет на результат квантового измерения. Каково? Выходит, мысль и вправду не то материя, не то энергия! Правда, Жёлтиков находит способ обойти этот парадокс, но поражает сама постановка вопроса! Если вдруг окажется, что мысль человека может управлять частью Мира, то на что способна коллективная молитва? Но если не может так не может.

И уж просто «кстати». Года два назад один известный телеведущий, сотрудник МГИМО, заявил в эфире: «Всех атеистов надо сажать в психушку». О каком сближении может идти речь, господа! Так что же делать-то? Да ничего не надо делать. Церковь в наши дни отделена от Государства, но религия по-прежнему остается опиумом народа, однако уже не для одурачивания невежественных, а для болеутоления сверхобученных. И пусть Авраам и Христос делают свое дело, а Жорес Алферов и А. М. Жёлтиков — свое.

Герман ДЬЯКОНОВ
Специалист по теории информатики, старший преподаватель СГТУ.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

Оставьте комментарий