Волгафест, кстати, прошел уже в пятый раз. Почти юбилей!
Первая версия фестиваля называлась «Жемчужина на Волге» и состоялась в сентябре 2015 года. Это было недавно, но очень давно.
Поэтому хочется подвести небольшие итоги, а не просто рассказать, что понравилось на последнем фестивале.
В конце концов, ВолгаФест — это единственный крупный проект, сделанный за последние годы нашим Минкультом. Массовый, успешный, современный. И местный. Придуманный и сделанный здесь, нашими ребятами.
Если губернатор ищет и ждет прорыва в культуре — вот он. Прекрасный и неповторимый.
Вообще единственный большой культурный проект Самарской области в XXI веке. Ну, может, кроме «Сердца России».
И внимательней надо быть с Волгафестом, хотя бы потому, что прошлый крупный проект нашего Минкульта — «Рок над Волгой» — до сих пор один из главных поводов для интереса к губернии — так как «самый массовый однодневный рок-фестиваль в Европе». Так и хочется добавить — «за всю историю человечества»! И… теперь это наша легенда, вечный плач, дроч, но без особых шансов на возрождение.
Волгафест нужно беречь.
Потому что за пять лет создано очень много:
— городская традиция праздника на набережной;
А всё. Больше не будет пунктов. Потому что и этого достаточно. ВолгаФест настолько выбивается из нашей череды традиционных городских празднеств, с лучшим «баянистом планеты», что его появление — уже большая победа. Единственный прорыв самарской культуры, если снова к официальной риторике прибечь.
Да-да, я много раз слышал критику фестиваля. Вот, например, заголовок на первой странице газеты, финансируемой министерством культуры: «По набережной козу водили, как видно, напоказ…»
Улавливаете? Тонко, конечно, но кто здесь слон, а кто Моська?
***
На пляже, на волжском песочке, примерно, метрах в тридцати от того места, где я лежу, последние лет 40, выступает с лекцией директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Это, конечно, тоже повод тонко поиронизировать, but i like it, как говорил великий английский философ Мик Джеггер.
Это все очень круто. И когда на закате ребята играют для себя на пляже бесконечную психоделическую композицию — и прекрасней не было здесь с тобой ничего. Хотя ты ходишь на эту набережную всю жизнь. И половина состава министерства культуры, залезшего на столы и стулья Перетрухиной, чтобы лучше видеть спектакль постпанковского театра»АХЕ«. И воздушные змеи, которые стали символом фестиваля, но хочется еще больше и появляются рыбы. А ты вдруг оказываешься внутри, посреди оперы, и захватывает так, что пытаешься подпевать «волкам».
Горизонты и Уровни. Еще два важных плюса Волгафеста. В отличии от тех же городских праздников, и даже в отличии от «Рока над Волгой» и фестиваля Ростроповича, здесь всегда происходят открытия, расширяются культурные горизонты. Всегда. Каждый год и помногу.
Люди, вживую (что сейчас неимоверно важно!) сталкиваются с новыми, неизвестными им формами культуры. Это фестиваль, во многом, про наше будущее. И в этом его особая ценность. Отсюда —
Смелость и любовь к экспериментам. Опера на набережной — затрудняюсь оценить, как театральный критик, но как зритель и участник — получил от оперы совершенно новое, невероятное ощущение. Несравнимое, уж простите, с лицезрением пышного декора нашей Оперы. Спасибо, Александру Маноцкову за уникальное культурное переживание!
Возможно, на чей-то взыскательный вкус, эти новые формы — опера про козу — недостаточно возвышенны или изысканны, но тут претензия к эпохе.
Классику, конечно, никто не отменял, поэтому вспомним Пушкина. Диалог Моцарта и Сальери в начале маленькой трагедии. Сальери злится на Моцарта, который привел старика-скрипача из трактира, словами, которые узнаваемы по сей день:
«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля…»
И, простите, я о низком. Это очень крутой аттракцион. О нем теперь можно везде трубить. Опера про козу, поставленная на самарской набережной при участии 50 тысяч жителей — это очень хорошее событие и для туристической привлекательности, в том числе.
На Волгафест можно и нужно привозить туристов — летние фестивали на набережной Волги и наши закаты — это огромный потенциал для города, лучшая декорация для незабываемого.
А что касается уровня homo deus — выше не прыгнешь. В России уж точно. Открывали фестиваль, вместе с губернатором, богатейший человек России Леонид Михельсон, и директор главного музея России — ГТГ — Зельфира Трегулова.
«Корабль толерантности», который они открывали — проект Ильи Кабакова — крупнейшего современного русского художника.
Хороший правильный пафос. Буква «Т», символизирующая Третьяковку на самарской набережной, недалеко от товарища Сухова и детской площадки. Прекрасный культурный контекст, в котором комфортно находится всем.
Это наше видение будущего в сфере культуры. Подтверждение — огромное количество молодежи от 0 лет, которая активно участвовала в празднике.
На Волгафесте для разной молодежи очень много всякого. Даже нет смысла перечислять — программа 2019 года была настолько обширна, что невозможно было решить и запомнить — куда дальше. Тут уже предел близок — событийно фестиваль был очень насыщенным.
И это немного обламывает, когда после праздника ты больше можешь вспомнить чего не успел увидеть, просто из-за невозможности быть одновременно везде.
Впрочем, это тоже огро-о-о-о-омный плюс Волгафеста. Не могу припомнить других таких фестивалей, кроме Груши в святые времена, где хотелось бы раздвоится, а то и растроится, чтобы все увидеть-услышать.
И в качестве вишенки на торте. Ни один фестиваль или культурное событие не отражают так хорошо и ярко идею Самары, как города-курорта.
За пять лет Волгафест прошел путь становления и достиг очень высокого уровня. Теперь этот успех нужно грамотно капитализировать для пользы нашей области и нас всех. Почему это надо всем?
Просто потому, что из настоящего города-курорта люди не будут уезжать.
Наоборот, приезжать станут. Сохранение и преумножение человеческого капитала, здесь, в Самаре. Будущее города и региона.
Для этого гораздо важней создать в городе привлекательную жизненную среду. В самом широком смысле, комплексно, без показухи и для всех. Фестиваль на набережной — из этой серии.
Интересно, а есть в Самаре и области какая-то программа, по прекращению оттока человеческого капитала?
Запишите в нее, что после Волгафеста из Самары уезжать не хочется.
Уезжают не из-за фестивалей. Уезжают из-за отсутствия работы. И фестивалями здесь очень и очень сложно помочь, а точнее невозможно.