Представьте себе, что Груши больше нет. Совсем. Imagine.
Без пафосных, но справедливых слов про память Грушина, про братство бардов, про полвека истории и про великих, певших у костра.
Ничего нет. Просто из-за спора частных лиц и хозяйствующих субъектов, протокольно выражаясь.
Это будет грандиозный проё.., тут и не скажешь по-другому, прости, цензура. И, увы, закономерный финал. Нельзя разделить идею, идеал, память. Даже если очень хочется.
Я не буду писать, кто прав или виноват в сложившейся сегодня ситуации. Это не важно. Все правы. Борис Кейльман отдал жизнь фестивалю, кто поспорит? И он хочет свое детище передать по наследству. Можно его упрекнуть? Я бы не смог.
Нынешний состав грушинского клуба тоже прав — отчуждение фестиваля, его уход, пусть и юридический из региона — недопустимы. Так же как и дальнейшая деградация “Груши”, которая, увы, очевидна. И представители власти тоже правы — надо проводить фестиваль. Любой ценой.
В этом все едины — фестиваль проводить НАДО! И он, наверняка пройдет, вовремя и на привычном месте. Вот только проблемы никуда не денутся.
А решения принятые для достижения ближайших целей никак не способствуют разрешению ситуации в целом. Тем более, что все уже знают эту историю.
Грушинский фестиваль уже был в состоянии раскола и “соединили” его так же, как и сейчас — через административное давление и практически “выдавливание” конкурентов Кейльмана из фестиваля и его структур. Спасибо, в итоге, за “Метафест”, но самому Грушинскому эта история авторитета не прибавила.
Поэтому, давайте зададимся вопросом. Мы хотим, только чтобы очередной фестиваль прошел в срок? Или мы хотим, чтобы фестиваль имени Грушина не позорил свое славное имя? И мировой славы, с туристами со всего света, тоже хотим? Или хотя бы спасти эту уникальную атмосферу, где дух Валерия Грушина гуляет вольно.
Я уже слышу гневный хор: нет, “Груша” — святое, не допустят!!! Очень хочется в это верить, но вот вам свежая история с утратой инициативы — “Том Сойер Фест” стараниями губернатора Никитина стал нижегородским, а не самарским!
И Тина Канделаки в День России едет работать добровольцем не в Самару, а в Нижний. Упс.
Конечно, Дмитрий Азаров занят делами посерьезней покраски древянных домиков. 31 Сабантуй, всероссийский проект “Профстажировка” — не до наличников. Но есть ощущение, что Самара очень многое потеряет, если сейчас, так запросто, отдаст “Том Сойер Фест”. Да, дело благородное и чем больше людей подхватит по всей стране… Но.
Уникальность территории, бренд региона — вот они. Реальные. И с “Грушей” ситуация похожая. Да, проще отдать какие-то полномочия работающей структуре Олега Митяева. Да, товарный знак ушел и не до конца понятно, кто им распоряжается. Хаос и неразбериха.
Иначе и быть не может — ведь все противоборствующие группы пытаются завладеть тем, что не может принадлежать никому. Палаткой Валерия Грушина — нашим белым вигвамом. Духом фестиваля. Не забывайте, что кроме всех этих дрязг и споров, которые, в основном, сводятся к деньгам, есть еще и Великий Миф “Груши”.
Главный нематериальный актив. И это не клуб имени Грушина, не уникальный сценарий фестиваля, не товарный знак и не дружба с Валерой. Но прикрутим пафоса фитиль. Перейдем на язык, сводимый, в итоге, к аудиту. Это бренд — большой и сложный. Потенциально — очень дорогой.
И если мы не хотим (“Мы” — это все, кто считает, что Фестиваль принадлежит всему человечеству а не только членам-нечленам) чтобы фестиваль и дальше мельчал и унижался. Если нам дорога память Валерия Грушина, то давайте попробуем сделать что-то не сиюминутное, а более долгосрочное.
Чтобы в следующем году нам не пришлось читать позорных заголовков. И через два года и через двадцать два.
Решить проблемы не удастся, если не разобраться все-таки с вопросами авторских прав. Нужна большая экспертиза всей сложившейся ситуации. И, наверное, какая-то согласительная комиссия.
Я специально напомню — изгнание противников Кейльмана приведет к повторению сценария, но тут уже даже и фарсом пахнуть не будет. Нынешний состав Клуба имени Грушина, «исключивший» Бориса Рафаиловича, — это люди, вошедшие в Клуб уже после конца прошлой серии скандалов. Тогда ситуация виделась, как усиление контроля со стороны областных властей.
Значит, нужно искать такие формы интеллектуальной собственности, чтобы не было посягательств, а собственник был заинтересован не в получении денег со стоянки, а в развитии фестиваля. На первый взгляд, кажется, что оптимальным владельцем бренда должен стать Университет, как преемник КуАИ.
Но это, повторюсь, вопрос серьезной экспертизы. И не только по вопросу авторского права, но и по целому комплексу смежных вопросов. Да-да, деньги и капитализация тоже включены. Фестиваль — одна из жемчужин нашего туризма. Нет у нас морального права все это… утратить только потому, что “не договорились”.
В том, что фестиваль пройдет на Мастрюках, в первые выходные июля, я лично, не сомневаюсь ни секунды. И буду там, независимо от развития конфликтов. Потому что есть такие люди, для которых дух Валерия Грушина жив независимо ни от чего. Как, например, Виктор Воронов — шеф сцены “Азия+” — “мы должны работать в любом случае” — пишет Витя в ФБ и дальше на страницу — огромная программа.
Люди приедут. Раскинутся крылья палаток. И здесь бы надо рассказать о том, что благодаря таким людям, как Воронов — честным и благородным, дух Грушина будет жить вечно… Ага, будет. Но какого … ему приходится объяснять людям, что всё будет, в год, когда фестивалю исполняется полвека!? Это ведь абсурд. То, что Виктору и подобным удается жить как-то параллельно с этим абсурдом, ну, вот — Дух в действии, дышит где хочет.
“Груше” — полвека! А как мы встречаем этот юбилей? Что сказал бы Валерий Грушин, услышав наши сегодняшние споры? Просто ответьте себе на этот вопрос.
«Борис Кейльман отдал жизнь фестивалю, кто поспорит? И он хочет свое детище передать по наследству. Можно его упрекнуть?»
===
Думаю, можно. Потому что «Великий Миф “Груши”» создан огромным количеством людей, не может принадлежать одному человеку и уж тем более, не может им передаваться по своему усмотрению. Потому что он его и не передаст, а только угробит такими действиями.
Кстати, а чьё это мнение, кто автор статьи?