Мнения: ,

Нина Шумкова — человек вне времени

25 апреля 2015

11-2_

Сегодня в Самаре закрывается двадцатый (!) фестиваль «Кино — детям», который можно смело назвать детищем Нины Шумковой. Именно в этот день Самкульт публикует прекрасное эссе о ней, написанное Борисом Кожиным.

Нина Алексеевна Шумкова. Нина. Нина Шумкова. Мы дружим с ней с сентября 1969 года. За спиной у нее был ВГИК, очень плодотворная работа на нашем телевидении. И вот в сентябре 1969 года она пришла на Куйбышевскую студию кинохроники. И работала, и работала там ки-нооператором с 1969 по 1990 год. Мы разговариваем о прошлом веке. А Шумкова — вне времени.

Она родилась в Новом Буяне, в семье фотографов. Я как-то написал о Шумковой, и очерк назывался «Нина Шумкова, или Девочка из Нового Буяна».

Шумкова — человек огромной одаренности. Она сняла не один фильм на студии кинохроники. «Три солдата», «Как мы жили во время войны». «Возвращение» про наш самолет Ил-2, который стоит на пересечении Московского шоссе с Кировским проспектом. Да и не буду дальше перечислять. Все равно все не перечислишь. Это все Шумкова. Шумкова — человек большого вкуса, огромного таланта, человек очень высокой квалификации. Человек, который прекрасно понимает, что такое документальное кино. Она вместе с документальным кино разгадывает и разгадывает загадку: кто такой человек? Думаете, разгадает? Нет! Но стремиться к этому надо. Этим и занимается Шумкова. Всегда.

Шумкова вообще умеет некоторые вещи удивительно делать. Например, у Шумковой есть медаль, которой она награждена Волжским автомобильным заводом. Шумкова и Волжский автомобильный завод — близнецы-братья. «Кто более матери-истории ценен?» Ее полюбили на этом заводе. Она там со своим помощником, со своим ассистентом, киноопера-тором, а сегодня одним из самых известных кинематографистов в России — Сашей Назаровым — сняла столько фильмов и сюжетов. Невозможно себе даже представить, сколько.

Шумковой можно было приехать на Волжский автомобильный завод — а туда никогда не пускают без пропусков, ну, по крайней мере, без паспортов, — но приехала Нина Алексеевна — пожалуйста, пожалуйста. Нина Алексеевна приходит туда, и она там главная. Нет, ну там есть гендиректор, а вот второй человек — Шумкова. Ее любили там очень. А потому и наградили. За работу на этом заводе.
С 1990 года Шумкова становится первым секретарем Поволжского отделения Союза кинематографистов России. 25 лет Нина Шумкова возглавляет наше отделение Союза кинематографистов России. Теперь оно называется самарским. 25 лет.

Что изменилось в Шумковой? Она не постарела. Она не изменилась. Она переоделась. И это меня раздражает. Потому что я привык, что Шумкова всегда ходит в джинсах. Она сама не знала, сколько у нее джинсов. Почему? Потому что в джинсах очень удобно взбираться на очень большую высоту. Идти по жердочке с кинокамерой в 8 кг. Она идет обвешанная еще и всякими объективами. Шумкова — человек совершенно бесстрашный. Вот. А сейчас она ходит в платье, чем меня раздражает.

Шумкова всегда снимает без брака пленки. Я говорю о том кинематографе, когда все снималось на пленку. Шумкова никогда не допускала брака. Она изумительный в этом смысле человек.
Я думал, что эта работа — секретарем местного отделения Союза кинематографистов — не для нее. Так я думал. Ну, зачем? Да и она это прекрасно понимала. Зачем ей заниматься этой работой? Настоящие кинематографисты никогда не становятся чиновниками. Дело Нины — снимать, дело Нины — разгадывать человека, все время думать о том, что ей предстоит снимать. Все время думать о пластике кинематографа. Все время думать о характере человека, которого почти невозможно раскрыть.

Шумкова, когда стала секретарем союза, десятки фильмов сняла как режиссер: «Между долгом и выбором», «Веру надо выстрадать», «Рождество Христово», «Святитель Николай Угодник»… Она не может расстаться с кинокамерой. И с кинокамерой, и, главное, с документальным кинематографом. Душа человека, его духовность, вот что больше всего — моральные, нравственные черты характера — интересует любого настоящего кинодокументалиста.

Она стала секретарем союза, и я думал, что ненадолго. Да и она думала, что ненадолго. А вот 25 лет. Время летит очень быстро.

И теперь я хочу сказать, что сделала Шумкова, находясь на этом посту. Я спокойно это доложу. Она пришла в 1990 году. Знаете когда? Шуток никаких — 1 апреля 1990 года. И именно Шумкова организовала кинофестиваль, который называется «Кино — детям», а с 1996-го этот фестиваль уже стал международным.

Он всегда проходит в нашем городе в апреле. Выросли уже поколения детей, которые хорошо знают этот фестиваль. Уже их дети приходят на этот фестиваль. И ждут апреля. Ждут пригласительных билетов.

Фестиваль обычно открывается в филармонии. За что надо обязательно поблагодарить филармонию. Организовать фестиваль — дело совсем не дешевое. Вот я, как человек, боком имеющий отношение к этому фестивалю, — просто помогаю иногда Нине Шумковой. «Волгатрансстрою» я низко кланяюсь за помощь финансовую этому фестивалю. Кланяюсь министерству культуры Самарской области. И не только ему, у нас есть еще одно министерство культуры — России, им тоже кланяюсь — они помогают. Помогают тем, что дают деньги. Но дело все в том, что Шумкова оказалась человеком, который умеет их доставать.

Фестиваль «Кино — детям» — это явление. Оно существует очень давно, и его дети чувствуют. Почему важен этот фестиваль? Детские фильмы кинотеатры не берут. Почему? Потому что невыгодно. Потому что они считают: все можно измерить деньгами. А где эти фильмы показать? Вот на таком фестивале. Приехать сюда в апреле, погулять по нашей роскошной набережной. Полюбоваться проснувшейся уже нашей красавицей Волгой…
Потому что есть Шумкова. Потому что пришла весна. Вот и все.

Борис Кожин

Документалист, член Союза кинематографистов России.

Фото Александра Назарова

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 7 (74) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий