Мнения: ,

Родовые колебания

3 мая 2016

gender_1_4

Пересекая границы русского языка, каждое иностранное слово в обязательном порядке получает категорию рода в соответствии с закономерностями системы. Если не было рода – дадим, если форма не соответствует нашим параметрам – изменим.

История обретения «иностранцем» конкретного рода иногда растягивается на столетия. Например, слово кофе, заимствованное в Петровскую эпоху, до сих пор не имеет однозначной родовой характеристики. Первоначально существовала масса вариантов его написания и произношения: кофий, кефа, кофа, кофей, кава, кохий, кохвий, кохвей, кофе, кафе, кафей, кофь. Главным оказался кофий. Отсюда и мужской род. Последующая замена доминирующей формы кофий на кофе не повлияла на грамматический род. Так возникла кофейная аномалия.

Много поколений школьников упорно учатся употреблять это слово в мужском роде, а система языка диктует – средний. В русском языке несклоняемые существительные, обозначающие неодушевленные предметы, традиционно относятся к среднему роду: какао, пальто, кашне, метро, бистро, кафе. Сила системы такова, что кофе никак не может расстаться со своим средним родом. Вспоминается старый анекдот: один интеллигентный работник буфета страдал от того, что все посетители неизменно говорили: «Мне, пожалуйста, одно кофе». И вот, наконец, пришел человек, который попросил: «Мне один кофе… и один булочка». Кофе, наверное, самое «упрямое» слово. В результате его средний род даже узаконили как допустимый разговорный вариант.

В настоящее время происходит грамматическое освоение слова селфи, впервые появившегося на интернет-форуме в составе выражения «делать селфи» в 2002 году. Это сленговое слово англосаксонского происхождения: selfie от self – «сам», «себя». В 2013 году Оксфордский словарь назвал его словом года. У нас оно тоже очень активно употребляется и обрастает производными: «поколение селфи», «селфи-зависимость», группа «Селфионат». В соответствии с правилами русского языка селфи должно относиться к среднему роду. В большинстве случаев оно так и употребляется, однако встречаются и отклонения в сторону мужского рода, поскольку селфи ассоциируется со словами «снимок», «фотопортрет». В Интернете читаем: «Первый селфи комом»; «Космонавты сделали групповой селфи перед полетом на МКС».

Проблематичны в этом отношении и некоторые более ранние заимствования, например, джакузи. Согласно правилам русского языка слово относится к среднему роду, но в реальной практике используются формы всех трех родов. Лидирует женский род, вероятно, по аналогии со словом «ванна»: «большая джакузи», «джакузи исчезла», «в необъятной мраморной джакузи», реже встречается мужской: «в пузырящийся джакузи». Формы среднего рода составляют только половину случаев словоупотребления: «огромное джакузи», «в знаменитое джакузи», «джакузи, вероятно, еще живо».

При таком интенсивном пополнении варваризмами, которое мы наблюдаем сегодня, русский язык еще долго будет их «переваривать».

Татьяна Романова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Самарского университета.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий