Мнения: ,

Не картина на выставке, а выставка на картине

4 мая 2016

pg-20160414-0060

Галерея «Виктория» представляет прекрасную выставку самарского художника ВЛАДИМИРА ЛОГУТОВА «Встречи». Выставка работает до 14 мая.

Сегодня искусство вновь переживает непростые для себя времена. Социальный запал, связанный с надеждами на позитивные социальные перемены, поутих, и хотя современный художник не пренебрегает значимостью того, что он делает, однако сегодня это обретает характер приготовленного события и чаще всего задается через критическую рефлексию, попытки нащупать новые темы и пути искусства. В этом плане всё, что сегодня заявляет о себе как о современном искусстве, оказывается не только провозвестником, но и заложником перехода от быстро устаревающих институциональных форм, что страховали его в предыдущем столетии, к чему-то, что не перестает определяться как «дело художника».

Новый проект Владимира Логутова «Встречи» посвящен исследованию форм взаимодействия зрителя с произведением художника. Однако их сосуществование в некотором условном выставочном пространстве становится не только предметом изображения, но и оптикой художественной игры, совмещающей в себе исследование различных слоев и даже перспектив видения и предлагающей в итоге этакий визуальный пирог.

pg-20160414-0320_0

Некая условная картина – не важно, фигуративная или абстрактная – некоего условного художника, представляющая искусство вообще, размещена в столь же условном пространстве. Можно сразу заметить, что пространство здесь чаще всего решено живописно в отличие от помещенного внутри него белого экрана «произведения». Выступая в качестве своего рода символического холста, экран, впрочем, может некоторым образом заполняться цветовыми линиями либо частично закрываться своеобразной цветовой рамкой, что позволяет символизируемому «произведению» в отдельных случаях вовсе слиться с пространством либо найти обобщающий их единый образ.

Нельзя сказать, что прием изображения пустого холста новый в современном искусстве, но в любом вчерашнем можно найти элементы будущего. Не думаю, что будущее связано только с материализацией света, который, как полагает Константин Зацепин, написавший сопровождение к выставке, создает пространство логутовской картины. Если это так, то это не будущее, а вчерашний день в искусстве.

f0Tq4yHsZCA

Тем не менее, в работах Логутова есть место для визуальной загадки. К примеру, фразу «no signal» в представленной на выставке работе из серии «Встречи» можно понимать буквально – как отсутствие изображения, однако сегодня таковое значение работает еще и на встречной полосе «истории искусства» – как основа для задания элементарного состава изобразительных возможностей в современном искусстве. Понятно, что они, исходя из осмысления нового своего «материального истока», могут расширяться и усложняться, имитировать возможности других медиа, осуществляя своего рода «зрительные переносы».

На мой взгляд, Логутов эти возможности отчасти реализует, превращая знак отсутствия в живописную метафору. К примеру, на поверхность «no signal» из-за своеобразной кулисы выплывает белый круг (не кинематографической ли луны?) и накладываются силуэты зрителей. Знаками не до конца еще оформленного языка оказываются и цвета избираемого живописного спектра, которые здесь используются для своего рода кулисы, и композиционное решение работы, которое позволяет думать о символическом прерывании такового спектра пространством отсутствия изображения.

Аналогии можно найти в технике коллажа. А точка схода, уплывающая влево за границу изображения, не только задает движение взгляда, ищущего и не находящего опору в картине, но и совпадает с организацией движения образов. Переносы одного типа изображения на другое объясняют и пиксели света, обнаруживаемые на силуэтах людей.

no4378g9Ad4

Подмена художественной репрезентации арсеналом побочных средств, которая могла показаться концептуальным жестом, у Логутова обретает силу художественного обобщения. Следует заметить, что в его проекте мы имеем дело со своеобразным удвоением, даже с игровой путаницей реальностей. Изображаемое «пространство» может обретать и терять трехмерность, включать четвертое измерение в лице реального зрителя, становиться раскрашенной поверхностью, обращая наше внимание на исходное значение используемого здесь медиа. «Пространство» может выходить за рамки картины и совпадать с реальным пространством либо обыгрывать сам этот выход на самой картине (в одной из работ серии «По ту сторону» «картина» изображена расположенной возле стены на полу, над ней мы находим нарисованный выключатель).

В каком-то плане во всем этом можно различить еще и своего рода иллюстрацию апробируемых современным искусством экспозиционных решений, которые в проекте Логутова намечены, впрочем, как живописные события. Художник Логутов здесь вычленяет куратора Логутова и предлагает заглянуть за кулисы их сотрудничества, разыгрывая представление, где куратор прорастает в художника и наоборот.

В это представление-исследование попадает и зритель, не менее условно заданный, чем все остальное, что здесь изображается. Он есть не только некая знаковая фигура, но и позиция усмотрения конструируемого не без его помощи образа, которая от работы к работе перемещаема и тем самым призвана предъявить вариации видения «экспонируемого произведения».

Фигура зрителя может быть размещена где угодно – перед, за, внутри картины, смотреть с пустого экрана знакомыми лицами посетителей галереи (уж не зеркало ли это?), заставляя подозревать еще одну инверсию зрителя и картины. Условный зритель может совпадать с местонахождением реального зрителя, пришедшего на выставку, не теряя ничего из самой условности. Некое резюме подобного рода «встреч», точнее, игровых перевертышей, особенно наглядно предлагает одна из работ серии «По ту сторону», где происходит совмещение видимостей, тех же фигур-позиций смотрящих, расподобление которых осуществляется на уровне избираемых здесь стилей изображения.

Этот прием совмещения разных по своему происхождению образов и стилей изображения довольно характерен для Логутова. Интересно увидеть использование этого приема именно в живописи, а не в видео, по которому он более в Самаре известен для публики.

В упомянутой выше работе из серии «По ту сторону» находим очередное раздвоение и совмещение образов. Картина предъявляет уравнение неравных слагаемых, задаваемое не только разными способами изображения фигур, которые не теряют своей условности при этом, но и трактовкой луча света. Он ведет себя достаточно активно. Размечая верх и низ работы по прямой линии, интерпретируемый как знак, он реализует и другую возможность, предъявляя образ рассеяния света, впрочем, тоже довольно условно решенный. Абстракция образа света, его аналитика, тем не менее дополняется реализмом подобия, совмещая различные возможности интерпретации в одном пространстве картины.

В заключение хочется отметить довольно удачную развеску: ничто не мешает оценить работы художника по отдельности и как развитие одной темы.

socseti-01

Елена Богатырева

Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, куратор «Творческой лаборатории «Территория диалога»

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий