События: ,

Дом, милый дом…

17 ноября 2016

 8-1_dveri_2

 

Благословен и дом, и сад, и жизнь, и тлен…

М. Кузмин

В галерее «Новое пространство» открылась интереснейшая выставка. Она называется «ЛИЦО СТАРОГО ДОМА», включает все виды изобразительного искусства.

В свое время мне, историку искусства поколения семидесятых, удалось выявить интересную тенденцию конца ХХ – начала ХХI века – обращение живописцев к жару городского пейзажа.

За последнее двадцатилетие, по мере того как новые постройки изменяли лицо нашего города – либо в сторону его обезображивания, либо благоустройства, – в самарцах возродилась любовь к прошлому города. В особенности к его старым улицам и кварталам.

Десятки живописцев стремятся поспешно запечатлеть старые улочки Самары. На полотнах предстают Панская, Дворянская, Фрунзе, Галактионовская, Арцыбушевская, Молодогвардейская, вереницы зданий во все времена года. Да и туристам на значках, колоколах, тарелках мастера предлагают отдельные здания как особые достопримечательности. Естественно, «домики-игрушки» купчихи Курлиной или архитектора Клодта навсегда прописались в творчестве мастеров городского пейзажа.

Но вот эта выставка поднимает проблему духовных ценностей. Не секрет, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал не только положительные, но и отрицательные явления. Хотя бы застройка старых кварталов новыми высотками. Даже язык не поворачивается называть такие строительные объекты домами. Развивающееся строительство, ведущее к уничтожению многих памятников культуры, породило рост негативного отношения к истории, культуре и к традициям в среде чиновников. Порою они замахиваются на уничтожение улиц, связанных с историческим прошлым Самары. Зачастую жильцы ведут с ними борьбу за сохранение своих старинных домов.

Но вот в новой России предлагают новый тренд «Традиционные семейные ценности – основа Российского государства». Современные исследователи отмечают, что семья в России была и остается ключевым элементом социальной системы. И базовый характер ценности сейчас важен для общественного сознания, для разных возрастов.

Выставка «Лицо старого дома» обратилась, собственно, не к улицам города, а к конкретным домам как символам, истории судеб семей, домам – носителям и хранителям мудрости.

Куратором проекта стала Елена Кузуб – художник, молодая мать. Словно эпиграф к выставке ее произведения в центре зала, две куклы – дома с улиц Ленинской и Галактионовской. Бородатый Дед в свитере деревенской вязки с часами на руке и с подушечным туловищем в виде трехэтажного старинного дома смирно сидит на стуле. Фасад его дома-туловища заполнен окошками различной конфигурации с наличниками. Наличники сделаны из старого кружева, рельефные филенки – из старых тряпиц, штукатурка и неровная текстура фасада – живопись маслом. Старушечка в белом платочке с туловищем-подушкой в виде двухэтажного домика, со связкой старинных ключей на поясе. Как трогательны эти фигуры! Именно эти куклы утверждают новую тенденцию: дома становятся одушевленными объектами.

8-1_ded-s-leninskoj

Это замечают многие, не случайно в нашей газете появилась рубрика Светланы Внуковой «Личное пространство», в которой герои вспоминают дома и свою жизнь, прожитую там.

Татьяна Гриднева:

«Кирпичные особнячки и деревянные домишки вызывают у старшего поколения грусть по ушедшей молодости, а у молодого – восторг от встречи с прошлым. И, пожалуй, у всех нас – страх однажды потерять все это живописное архитектурное разнообразие. А вот дети, что чувствуют они? Могут ли, как и мы, увидеть в старом доме одушевленный объект?»

Да, дома как одушевленный объект предстали в графике и живописи Александра Игнатичева: «Голубой дом», «Красный дом».

Особенно выразительным оказался графический триптих Ирины Елизаровой «История дома», где на трех листах тонированного картона нам рассказали историю семьи. На каждом листе запечатлены два парных окошка в обрамлении деревянных резных наличников. В одном маленькая девочка восторженно рассматривает синичку на подоконнике. А в соседнем окне клетка с птичкой и чья-то тень, спрятавшаяся за тюлем. Это «Юность». Центральная часть триптиха, «Зрелость», запечатлела в окнах за шторами силуэты женщины, мужчины и ребенка, играющего на скрипке. И правая часть, «Старость», показала нам одно окошко заколоченным, а в другом старушку, горестно подпирающую рукой тоскливое лицо.

На окошках домов виднеются фикусы, алые, как спрут протянувшие свои колючие щупальца, кактусы и герани. Где-то притаились кошки.

Безусловно, украшением выставки являются живописные полотна Игоря Дония «Старый дворик», «Натюрморт с рыбой», где глаз эстета радует вибрирующая шероховатая текстура холста, где замечательно переданы состояние золотой осени, прозрачность воздуха и особые световые блики в окошках одряхлевших самарских домов.

Нам всем знакома яркая сочная живопись Анны Сливковой. Ни одна выставка с ее участием не остается вне поля общественного внимания. Свободный размашистый мазок, сильные удары крупной кистью, густое тесто красочного слоя, все словно брызжет жизненными соками. Полотна «Рытиков», «Старый дом», «Весна во дворе», «Пейзаж с колонкой» полны торжества витальных сил. Как будто невидимая энергия захватила провинциальные домики, сделав их частью природного бытия. Ее натюрморты «Памяти моего отца – Виктора Панидова», «Ужин с Куклой» вовлекают в свое пространство внутреннюю часть дома, интерьер. И это представляется интересным.

Анна Есипова представила полотно «Музыка дождя». Очень поэтичное название.

Значимую часть этого проекта помогли осуществить Наталья Стукалова и ее студия «Страна чудес». Они придумали небольшие керамические композиции с изображением маленьких домиков с палисадниками или отдельно стоящими деревьями. Некоторые дети создали отдельно окошки в резных наличниках, двери. Несомненно, участие детей в этой выставке, их творчество, наполненное детской наивностью и детской радостью, освежили экспозицию.

Почти детской радости полны макеты – кукольные домики Юрия и Ольги Колыхаловых. Надо сказать, кукольные домики – давняя европейская традиция, а Юрий и Ольга сделали кукольные домики по-русски. «Куськина избушка» умиляет деревянным колодцем, забором со штакетником, избушкой с покосившейся трубой, рассказывая про русскую деревню. А композиция «Филькина дача» пленяет еще и тем, что в деревянном домике сделаны аксессуары ручной работы из меди, латуни, железа, дерева. На двухэтажном домике флюгер – костлявая рыбина, внутри керосиновые лампы, ведра, керамическая посудка, постелька, одним словом, все донельзя «заношенное», но жутко уютное. Да и сам Филька, хитрющий кот, живущий сам себе хозяином, с удочкой в руке, – невероятный нахаленок. Ольга Колыхалова также представила графику анимационного характера, где животные-герои проживают жизнь в своих уютных избушках.

Дом – это не просто фасад и внешняя часть на улицу. Дом – это внутреннее убранство с характеристикой личности, с ее слабостями и пристрастиями. Внутри живет душа хозяина. Наверное, потому у нас художники не вторгаются в личное пространство семьи. А вот голландцы и французы очень сильно развили в живописи жанр интерьера.

Из живописных работ на выставке преобладали пленэрные этюды – Светланы Кузиной, Ларисы Куликовой, Елены Островской, Дмитрия Мантрова.

Внимание привлекли пейзажные работы Николая Лукашука. Раньше он писал быстро, в технике «а-ля прима», в последних работах видно, как он дорабатывает этюды, высветляет цветовую гамму, не ставит сиюминутную этюдную задачу, а в небольшом размере решает картинное пространство.

8-1_dveri

В свое время наш известный мастер фотографии Олег Давыдов восторженно поделился идеей интересного проекта – двери старой Самары. Но вот я увидела их в интересном решении. Анна Княгиничева, недавно принятая в члены Союза художников России, представила композицию «Двери» в шамоте. Семь маленьких дверей – покрытые солями, окислами, подвергшиеся обжигу, разномастные, где-то заколоченные, где-то заложенные кирпичами, запертые на амбарный замок либо с трогательным почтовым ящиком – нашли место на стене, словно маленький мемориал по поводу прошлого, ушедшего времени. Возле них толпятся зрители. Есть какое-то удовольствие в рассматривании этих дверей. Они закрывают душу дома, и за ними тайна.

Особый раздел выставки заняла графика. Ее много. Больше, чем живописи. Есть знакомые имена. Александр Боровин из поколения семидесятников. Его работы «Дворик на Куйбышевской» (1981) и «Самарский дворик» (1996) сохранили то, что уже ушло, то, что осталось в прошлом веке. Есть много новых имен: Екатерина Барац, Екатерина Жилкина, Владимир Козлов, Виктория Цацина. У всех перечисленных детализированная камерная графика, лишенная какой-либо патетики. Она вызывает желание вдумчиво разглядывать архитектурный декор каждого дома.

Мне нравится, что на выставке представлены разнообразные графические техники. Лилия Давлетшина использует в своих мотивах «Дом и птички», «Дом в Сызрани» гелевую ручку и мелки, Татьяна Альгашова – черную гелевую ручку на тонированной бумаге, Светлана Буланова и Мария Самойлова – акварель. Надежда Зуева в триптихе «Самара. Старая и новая» пользуется гуашью и маркером. Елена Финагеева «Зимний дворик» решила тушью. В такой же технике работают Кристина Ильина, Мария Кичигина и Екатерина Костюченко. Олег Баулин свою композицию «Овраг подпольщиков» воплотил в смешанной технике.

Запомнилось «Яблочное окно» Елены Маховой. Композиция решена забавно, по-детски. Старый заснеженный домик. За окошком под резным наличником виднеется старушка, с беспокойством смотрящая на кота. Черный, взъерошенный, он восседает на створке форточки. А перед ним на лавочке разгуливает красногрудый снегирь. Техника – пастель на тонированной бумаге. Ее два листа «Углы в голубых тонах. Особняк Сурошникова. Бывшее реальное училище», исполненные цветной тушью, по-особому обаятельны.

Анна Гридчина, Александра Синявина, Александра Зателепина представили в своих рисунках технику угля, темперы, акварели. Алена Пирогова написала «Василисин дом». Это племя молодое, незнакомое. Но, участвуя в этой выставке, оно постаралось запомниться.

В свое время на выставке, посвященной гобелену и дереву, я открыла для себя Вячеслава Квитко. Этот мастер работает по дереву в рельефе. Его резьба по дереву – «Дом Клодта» и «Немецкий домик», обработанные легкой тонировкой, – запоминается теплым янтарным оттенком. И хотя липа обычно при обработке белая, у Вячеслава дерево светится солнечным светом.

Безусловно, «Новое пространство» остается верным своему кредо. На протяжении экспонирования выставки проходят кото-квесты, мастер-классы по изготовлению подсвечника, тыквы и елочной игрушки. Помимо практических занятий, в галерее пройдут лекции по архитектуре старой Самары. Театр «Грани» провел поэтический перформанс.

У проекта «Лицо старого дома» есть будущее. Припоминаю, как-то в галерее мне показали фотографии работ мастера из Петербурга. Она сделала портреты ветеранов в пространстве дома. Какой трогательной предстала жизнь русской провинции на фоне ярких красочных ковров! Можно будет двигаться дальше вовнутрь дома, в интерьер, создавая личностный портрет россиянина.

8-1_mysh-s-udochkoj

Валентина ЧЕРНОВА

Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Фото Полины БЕДНЫХ

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 19 (107) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий