Название рецензии придумывать не пришлось. Спектакль сам заявил его довольно определенно. Можно даже пафосно предположить, что это некое кредо театра, который создает Денис Бокурадзе вместе со своими единомышленниками – художниками, артистами, всеми работниками театра и Дворца культуры, а кроме того, зрителями, коих сейчас в Самаре значительно больше, чем в Новокуйбышевске.
Мы все с нетерпением ждали этот спектакль, не меньше, чем объявления итогов «Золотой Маски». И, конечно, прежде всего, спешим поздравить театр, Елену Соловьеву, Дениса Бокурадзе с этой замечательной победой.
Итак, мы ждали этот спектакль – так же, как мы ждем теперь каждый новый (да и рядовой) спектакль театра-студии «Грань». Каждый, кто видел хотя бы некоторые постановки Дениса Бокурадзе, сразу узнал цитаты и ссылки на них в канве нового спектакля. Очевидно, что на поклоны в маленьком театре теней Офелии выходили герои его спектаклей: Лир, кто-то из «Корабля дураков», да и сам режиссер вышел нам поклониться и в теневом мире, а потом и в конце всего спектакля. А уж не узнать Вола и Осла из первой актерско-кукольной постановки Бокурадзе было просто невозможно. Вот же они, такие трогательные и узнаваемые, в финальном триптихе, рядом с Ангелом и Матерью Божией.
Когда мы ехали на премьеру вчетвером (все – яростные поклонницы и почитательницы «Грани»), я рассказала своим попутчицам фабулу сказки-притчи Михаэля Энде, малоизвестного у нас немецкого писателя ХХ века. Я боялась, что в сложном, обычно загруженном метафорами сценическом тексте спектаклей Бокурадзе они потеряют сюжет. Оказалось, что мои опасения были абсолютно напрасны. В спектакле исполнители вербально и пластически этот сюжет нам рассказали довольно подробно и близко к тексту самого Энде. Не случайно в программке он обозначен как автор текста. К сожалению, из той же программки выпал переводчик Юрий Коваль, несмотря на то, что спектакль начинается с его текста в виде Предисловия.
Тем, кто не знает, спешу сообщить, что основой спектакля стал текст не драматургический, но прозаический. Энде писал сказки-притчи и говорил, объясняя: «То, что я рассказываю в своих историях – это для ребенка во мне и во всех нас. Мои книги для любого ребенка от восьмидесяти до восьми».
Авторы спектакля не стали переводить текст в сценарный, они просто разбили его на несколько повествовательных фрагментов. Большая часть выпала на долю Любови Тювилиной, она как бы второе (живое) «Я», а может быть, первое. Основная же героиня повести/спектакля – кукла. Кукла – одно из главных чудес спектакля: маленькая, очаровательная, очень подвижная и очень выразительная. Алисе Якиманской удалось создать куклу, легко переигрывающую живых актеров. Те, кто сидел ближе к сценической площадке, прямо на полу (на детских местах), видели, как у нее движутся глазки, как ее личико меняет характер и выражение в зависимости от света и мизансцены.
Ну конечно, здесь многое зависит и от Тювилиной, которая большую часть представления держит куклу в руках, и от художника по свету Евгения Ганзбурга, так скрупулезно разработавшего световую партитуру. Вообще, чудес и волшебства в спектакле много, причем не текстовых, но визуальных. Скорее даже визуальных, которыми сюжет показывается более подробно, нежели текстом.
Пространство спектакля разбито на три части, средняя из которых уходит чуть в глубь сцены, боковые же – окна, в которых мир живет теневыми отражениями, но не менее живыми и чудесными, чем то открытое – среднее. Там оживает небо с облаками, там вырастают деревья, там падает снег, там проплывают рыбки – из левого окна в правое, и даже акула, еле помещающаяся во всех трех окнах.
Но все-таки главные чудеса происходят в среднем пространстве: на площадке на наших глазах вырастает старинный немецкий городок с домами, ратушей, с прохожими. В этом городке по улицам-тропинкам ходят люди, ездят на санках дети и бегают собачки. Все мило, обаятельно и очень трогательно. Здесь же вырастает театр, нет, Театр, который так любит Офелия, в котором она сначала работает суфлером, а потом сама создает спектакли для своих теней. И неважно, что двое грустных слуг просцениума в черных клоунских одеждах молча выносят и ставят домики, ратушу и прочие строения на наших глазах. Зато люди, санки и сама Офелия передвигаются по этим улочкам-тропинкам сами.
Это потом главная героиня спектакля-повести выйдет из этого пространства и заживет в руках живой актрисы, рассказывающей нам всю ее жизнь и творчество. Тени будут возникать в правом и левом пространстве-окне, а потом исчезать в среднем – в маленьком чемоданчике. Перетекание-перекличка разных сценических пространств, театральных видов и форм, живых актеров, кукол, теней, музыки, света, цвета, предметов.
О предметах тоже надо сказать. Дело в том, что авторы спектакля много играют и с масштабом, что характерно для современного кукольного театра, который не связан так крепко с масштабом человеческого тела, как драматический, оперный и особенно балетный театр. Здесь человек и контрабас в руках второго говорящего актера соседствуют с маленькими фигурками Офелии и прохожих, с маленьким чемоданчиком, куда прячутся тени, и с большими рыбками. Да и сами тени постоянно меняют свой размер, что, впрочем, для теней характерно. Смерть вообще показана в виде черного дыма, клубящегося во всех трех окнах. В общем, вы поняли, в спектакле есть что посмотреть, чем полюбоваться, чему подивиться.
Почему подумалось, что этот спектакль – кредо театра «Грань». Я исходила не только из подсказки режиссера, показавшего героев своего театра во время поклонов Театра теней Офелии. Я исходила из абсолютной убежденности Дениса Бокурадзе, которую я разделяю до конца, что сегодня именно Театр способен сохранить ту вечную систему ценностей, которую современный мир пытается пересмотреть. Театр (и театр Бокурадзе, и вообще театр) рассказывает нам о Душе, о Творчестве, о Любви, о Добре и Зле, о Жизни и Смерти… Дальше перечислите сами названия тех вечных ценностей, которые вы еще помните. А если не помните, сходите на спектакль театра «Грань». И непременно с детьми. Не случайно же в финале сказки Михаэля Энде и Дениса Бокурадзе перед Театром теней Офелии открылись Врата Рая, и теперь он разыгрывает свои спектакли перед ангелами. И даже Бог, от имени которого церковь долгие столетия проклинала актеров – лицедеев, иногда приходит на эти представления.
Театр-студия «Грань»
Михаэль Энде
Театр теней Офелии
Авторы спектакля – Денис Бокурадзе и Артем Филипповский
Сценография, костюмы, куклы, тени Алисы Якиманской
Художник по свету – Евгений Ганзбург (СПб)
Композитор – Арсений Плаксин
Спектакль создан при поддержке СТД РФ в рамках программы поддержки театров для детей и подростков под патронажем Президента Российской Федерации
Галина ТОРУНОВА
Театровед, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой режиссуры и искусств Академии Наяновой, член Союза театральных деятелей России, член Союза журналистов России.
Фото Леонида ЯНЬШИНА
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 9 (117), 2017, Май