События: ,

Римскость Нима

5 июня 2018

2 июня в городе Ним открыт музей Римскости (Romanite). Это один из лучших музеев XXI века.

Ним — большой (размером с Новокуйбышевск) город на Юге Франции. Столица департамента Гард.

Ним называют “французским Римом” из-за большого числа античных достопримечательностей. Главный объект — Арены — цирк II века нашей эры. Поменьше, чем римский Колизей, но тоже очень внушительный и хорошо сохранившийся.

Вечное наследие

Античное наследие здесь начали сохранять довольно рано. Еще в XVIII веке были произведены раскопки и большинство римских памятников расчистили. Уже в те времена художники любили изображать на своих полотнах романтические нимские развалины.

Из Арен постепенно выселили всех жильцов — в средние века на территории античного цирка и внутри его было построено больше 200 домов и даже 2 церкви.

В 1840 году все античные памятники Нима получили официальный статус. Но ценность их осознавалась задолго до.

В 1745 году большой парковый и архитектурный комплекс фонтанов, вокруг природного источника в Ниме, был спроектирован и построен с привязкой к античным достопримечательностям — остаткам башни Мань и развалин храма Дианы.

Красная черта римской дороги

Идея построить в Ниме большой музей посвященный влиянию римской культуры на Европу появилась очень давно. Больше 30 лет этому проекту и 3 года шла стройка здания музея.

Проект с фасадом из волнистого стекла выполнила Элизабет де Портазампарк — знаменитая французская архитектор.

Место напротив Арен выбрано очень удачно — контраст зданий и эпох неизбежен и такое соседство усиливает драматизм архитектурного ансамбля.

Естественно, нашлись эксперты ЮНЕСКО, которые высказались против размещения музея, в частности еще и потому что здание будет стоять на исторической римской дороге.

Самих жителей Нима больше всего возмутило появление сверхсовременного здания в привычном с самого детства пейзаже. Впрочем, “возмущение” французов  — это отдельная и очень непростая история.

Без ЛГБТ никак

В утро открытия на улице не жарко, по местным меркам, но солнце печет и отражается в рэй-бенах французских полицейских. Вся площадь вокруг музея огорожена.

Полицейские стоят парами, экипированы как космонавты, только что без шлемов, и, конечно, накачаны, небриты, все — в темных очках.

Перед входом, за оградой, в узком загончике — ВИПы — министр культуры Франции, автор проекта здания Лизабет де Портазампарк, мэр города, глава департамента Гард.

Перед ними — в сотне метров, через пять рядов ограждения и нескольких полицейских — толпа демонстрантов. Состав очень пестрый. Пестрый во всех возможных смыслах. Основной адресат этой манифестации — министр культуры. Основное требование — Освободим Муссу! Liberons Moussa!

Мусса — гвинейский жонглер, приехавший во Францию три года назад, сейчас его хотят депортировать домой, где его ждет тюрьма и весьма вероятно, что-то похуже смерти.

Мусса — гомосексуалист. Сейчас он сидит и ждет решения своей судьбы в Лионе, в центре для беженцев. Его перевели туда из Нима, чтоб не будоражить общественность.

Город в очереди

Открытие музея для публики — в три часа. Два дня вход на выставку бесплатный. Поэтому сюда пришел весь город. Очередь выгнулась на много сотен метров. Состав не менее пестрый, чем у демонстрантов.

В музей пошел весь Ним. Семьи африканцев по пять детей с мамашами, богема всех сортов и видов, респектабельные буржуа в очень дорогих белых рубашках и безупречных лоуферах — Ним город старой почтенной буржуазии.

Дети всех цветов и возрастов. У негритят очень модно красить длинные косички в ярко-желтый или ядовитый зеленый. Инвалиды, вокруг которых никто не пляшет, а просто уступают дорогу.

Туристы, куда без них. И простые французские семьи — официанты, водопроводчики, бастующие железнодорожники.

С двух часов дня до девяти вечера в музей стояла бесконечная очередь. В семь по музею выключили свет — так здесь приглашают посетителей на выход. Через пять минут свет включили.

Лицом к лицу с римлянами

Так выражена основная идея экспозиции. Смысловой центр всего комплекса — 17 метровый атриум в котором — на высоте — элемент фронтона местного бога Нимезуса, который дал имя городу. Справа в атриуме — проекция как выглядел храм, где стоял, что за часть сохранилась и представлена в музее.

Нимезус — местное кельтское божество и покровитель города. Уже в I веке нашей эры этот город был крупным и довольно старым. Здесь были храмы, цирк, общественные здания, форум и амфитеатры и многое другое.

Ним некоторое время был даже столицей Западной Римской империи! Но от всех римских времен нам досталось свыше 8500 объектов которые и составили основу экспозиции нового музея.

Эти обломки римской эпохи очень разноплановы и это позволило выстроить увлекательную и сложную экспозицию, которая решает главную задачу — зритель пытается поставить себя на место римлянина.

Романтизм Romanite

В экспозиции очень много не просто продуманности, а глубочайшей связи с архитектурным проектом — само здание шедевр музейной архитектуры и оно очень эффективно работает на “подачу” экспозиции.

Экспозицию многие элементы которой весят десятки тонн монтировали одновременно со стройкой, сложнейшая система крепления и освещения делает каждый экспонат центральным. При этом на каждый экспонат можно посмотреть со всех сторон и это один из принципов музея.

И если честно заметно, что настоящих шедевров здесь нет, да и больших мощных артефактов не так много, но талантливая подача и бережное отношение к любому осколку делают дело — музей и его эпоха гипнотизируют.

Зачем французам так сильно “романизироваться”? “Римскость” — это очередная попытка возвести свое происхождение к самой седой истории, какой только возможно. Оценили бы римляне, доведись им попасть на открытие музея почтительное отношение предков?

Аттраксион — по французски привлекательность

Наверное, римлян смутило бы очень спокойный и даже бесстрастный характер современного досуга. Что это за развлечение — разглядывать даже не здания, а куски фасадов по которым вообще ничего не понять? В их времена развлекались по другому.

Начать можно со сражения полсотни женщин-гладиаторов против диких зверей, а когда кровь зальет всю арену можно подумать о развлечениях посерьезней. Первая временная выставка нового музея как раз посвящена гладиаторам — близость Арен делает такой выбор единственно-возможным.

Шлемы, доспехи, оружие и всюду — экраны, которые в форме игры или теста объясняют, обучают, рассказывают. Не просто картинка которую можно поменять на другую картинку, а реальные исторические quiz интересные и детям, и взрослым.

Рим в Ниме

Еще в этом музее есть прекрасный сад на крыше с великолепной панорамой Нима. И эта крыша сама по себе станет достопримечательностью города. Местные толпами стояли и разглядывали свой город с новой точки. А еще одной достопримечательностью станет ресторан музея в котором шеф Франк Путеля — из двухзвездочного Мишлена.

Ну и конечно, само здание и экспозиция — произведение современного музейного искусства будет привлекать ценителей. Город Ним сделал очень хорошую инвестицию в культурное развитие.

Качество и надежность этой инвестиции становится особенно заметным, если обратиться к цифрам и фактам.

Музей в цифрах

9200 м — общая площадь
3500 м — экспозиция
4800 м — пространство доступное публике
3500 м — сад
180 мест — аудиториум
140 м — книжный бутик
400 м — образовательные пространства
200 м — терасса с панрамой
5000 выставленных экспонатов
25 000 экспонатов в коллекции
59 500 000 евро — общая стоимость проекта (~4 400 000 000 рублей)

(Из них: 35,4 миллиона — город Ним, 10 миллионов — регион, 6 миллионов  — департамент Гард и только 2 миллиона — Французское Государство)

Эффективность вложений

Эта познавательная история не только о том, как культура может развивать регион, но и о том, какова эффективность инвестиций.

Просто сравните: ремонт проезжей части Московского шоссе обошелся в 6,6 миллиардов рублей и уже через год его приходится делать заново!

Огромный музей, который спроектирован знаменитым архитектором, уже стал всемирно знаменитым объектом и будет привлекать тысячи туристов со всего мира, прославит город и т.д…

Обходится гораздо дешевле ремонта Московского шоссе! Понимаете? У нас в Самаре дорогу починить в полтора раза дороже, чем ТАКОЕ построить , оборудовать и открыть.

Выводы делайте сами.

pNa

Оставьте комментарий