События: ,

Пять музеев Людмилы Савченко

21 апреля 2016

Lyudmila-Savchenko

21 апреля Людмиле Михайловне Савченко исполняется 60 лет! Самкульт поздравляет Людмилу Михайловну и желает ей здоровья и радости! А новых музеев ей судьба и жизнь приготовят без нас.

Людмила Михайловна Савченко не просто заслуженный музейщик. Это человек с уникальным профессиональным опытом. Ведь не каждому, даже очень заслуженному музейщику, удается в своей жизни создать несколько музеев. Некоторые с нуля, некоторые даже ниже нуля, но все эти музеи Людмила Савченко сделала не просто нужными и важными для людей, но и современными, устремленными в будущее. Все эти пять музеев очень разные — и по замыслу, и по масштабу, и по формату, но в них есть целостность и единство. Опять поднимать — коротко обозначает свою миссию Людмила Савченко. И тут же добавляет: в большей степени, я это делаю для себя, разрешаю свои творческие амбиции… Можно и нужно поздравить Людмилу Михайловну с этим. Ведь если амбиции реализуются, а их реализация приносит людям радость и культуру, то значит жизнь живется верно. И пять музеев — тому подтверждение.

Что?

Детский музей

Где?

Ноябрьск

Когда?

1993-1995

Зачем?

“Для создания именно детского музея было две причины. Первая. Ноябрьск — город очень молодой. На момент создания музея ему было всего пятнадцать лет. Нет никакой своей истории. Город существует в отрыве от цивилизации. При этом много детей. У всех были маленькие дети. У меня сыну было четыре года. Но дети отделены от родителей, особенно в том, что касается культуры… И вот музей стал таким местом сборки детей и родителей.

Вторая причина — здание. Специально построенное для музея. Какой музей можно вместить в здание, когда собственной истории у города нет, а история и жизнь хантов — коренных жителей — для города интересная, но чужая? Так и получилось, что место диктовало создание такого музея. Как места, где можно всей семьей познакомиться и с местной историей, и с естественными науками.

Наш первый проект назывался “Воспоминание о бабушке”. В Ноябрьске не было бабушек. Вообще. Только родители и дети. И вот мы сделали такую выставку, состоящую из рассказаов о бабушках. Первая — бабушка Лукерья. Такая деревенская бабушка, потому что для большинства детей, воспоминание о бабушке — это было воспоминание о лете в деревне. Вторая история была про хантыйскую бабушку. И через нее мы знакомили и детей, и родителей с обычаями и бытом коренного народа. А третья история “знакомая незнакомка” была про бабушку в молодости. Рассказ сыну о молодой бабушке и ее эпохе. Это исторический контекст. Гагарин.”

Что?

Краеведческий музей

Где?

Тольятти

Когда?

1995-2002

Зачем?

“Это был музей, который надо было спасти, создав заново. Музей 5-6 лет стоял закрытым. Экспозиция была разрушена. Помещения музея сдавались в аренду. Время такое было. Забытый музей. А Тольятти в девяностые — это очень современный город. Тогда новые проекты Тольятти показывали в Москве, на Арбате — была большая выставка. В Тольятти уже формировалось проектное мышление. Поговорка даже была, что Самара — город художников, а Тольятти — город дизайнеров. Так и было. Активная городская среда, и  при этом — закрытый музей. И этот музей, он был пыльным, неинтересным для тех людей, которых я хотела видеть партнерами.  И чтобы это изменить, нужно было музей вытащить в город. Нужна была яркая акция и, одновременно, демократичная площадка для презентации проектов. Так появился “Музейный пикник”. Перед музеем было огромное пространство, лужайка, сейчас оно наполовину застроено, но еще что-то осталось. Идея музейного пикника — вывести музей из стен, пригласить людей, которые хотели что-то сказать. И мне удалось заразить этой идеей городское сообщество. Создали экспертный совет, которым руководил глава города Все было очень круто! Приглашали всех на пикники, и мэры Тольятти, и Жилкин, и Уткин, всегда приходили, гуляли по полю, со всеми общались. Человек двадцать было участников в первый год, а уже в 2000 году только от города было больше 60 участников и современное искусство представлено художниками от Владивостока, до Калининграда.

Получилась площадка российского масштаба. Это был первый музейный open air, хотя мы тогда слов таких не знали. Первая площадка, где были представлены проекты по современному искусству. Начали выстраиваться взаимоотношения музея и сообщества, началась работа с культурными лидерами города. И одним из итогов этой работы стало то, что в Тольятти очень выросла проектная культура. Много лет прошло, но вот, например, на молодежном форуме iВолга тольяттинские проекты всегда выделяются по качеству и уровню.”

Что?

Детский музей

Где?

Нефтегорск

Когда?

1998

Зачем?

“Это музей, идея которого пришла от самого города. Потому что Нефтегорск — город унылый. Серые блочные дома одинаковые. Пасмурно, мрачно. И свой первый проект мы делали про историю архитектуры. Показывали детям и взрослым, какой она бывает. Делали дизайнерские проекты для детей в стиле: общее и разное — какие-то очень простые вещи. Сделали огромное панно Фернана Леже “Вокзал”, на котором дети работали с цветом. Нам нужно было, чтобы ребенок попал в другую реальность. Открыл для себя другой мир.”

Что?

Музей МЧС

Где?

Самара

Когда?

2013-2015

Зачем?

“Интересно было расширить рамки корпоративного, отраслевого музея. Интересно было показать мужское начало в нашей жизни. Потому что для меня МЧС — это такие современные супергерои. Именно воплощение мужского начала, Мужчины с большой буквы. И вот это хотелось показать. Чтобы посетитель музея чувствовал это мужество.

Когда я начала вникать в историю пожарного дела, то поняла, что она завязана целиком на всё цивилизационное развитие города. По крайней мере, в Самаре. Первый городской план был сделан по настоянию пожарных, водопровод появился тоже по требованию пожарных, телефонизация города — всё для пожарных. Они просто диктовали условия развития города. И сама тема благородная, хорошая. А я уверена, что хорошее делается только тогда, когда это хорошее действительно нужно. Поэтому музей получился о каких-то человеческих вещах.

10940636_789855951050509_4569884185477249310_n-e1422271290118

Важно было и то, что музей расположен в уникальном здании. Пожарная каланча XIX века — она много диктовала. Нужно было ее не просто восстановить, но и наполнить новым содержанием. Создать форпост культуры в этом непростом районе. Что касается содержания, то тут была проблема с экспонатами — но на помощь пришли технологии, и в итоге музей МЧС — наверное, самый технически оснащенный в Самаре. Для меня это была отдушина — то, чего я не могла себе позволить в мемориальном литературном музее, я позволила себе здесь. Это особенно уместно, ведь МЧС — самое современное и оснащенное подразделение России. И музей этому соответствует.”

Что?

Литературный музей

Где?

Самара

Когда?

2010-по сей день

Зачем?

(панегирик от автора, плохо замаскированный под критическую заметку)

Собственный мемориальный литературный музей, да еще и в большой, в хорошо сохранившейся городской усадьбе — это уже сокровище для Самары. Но ведь сокровищем можно распорядиться по-разному. Музей-усадьба Алексея Толстого с момента своего открытия была совершенно мемориальной. В привычном и немного унылом значении этого слова. Экскурсии школьников и летом — туристы с теплоходов. Людмила Савченко за несколько лет работы изменила эту ситуацию навсегда, наполнив музей и усадьбу новой, удивительной жизнью.Сохранив при этом мемориальную и научную часть, более того, придав их развитию новый импульс. Литературный музей стал в Самаре одной из главных культурных площадок. Не утратив традиционные функции, музей начал выполнение новой миссии — документирование, музеефикация  и культурная работа с современной литературой. Не только изучение самарских литераторов прошлых лет, но и работа с авторами живыми. Потому что происходят такие истории, как с тольяттинским драматургом Левановым, который вот только был здесь, среди нас, а теперь его нет и уже понятно, что это был выдающийся творец. Его память вополотилась в “Левановку” — фестиваль современной металлургии, который не только приобрел российский и международный статус, но и взбудоражил театральную молодежь Самары. А ведь это музей, не театр!

e13b6fe9-be27-4338-927c-0148b54299de

И так у Людмилы Михайловны в Литмузее практически по всем направлениям. Начат мощный проект литературной биеннале — тоже российского уровня событие. Проводятся все новые и новые выставки, представляющие коллекцию музея и дающие новое прочтение истории литературы и города. В усадьбе детские праздники и киносеансы под открытым небом, лекции, поэтические вечера, читки. Удивительно умные и сложные проекты, такие как “поэтические машины” не только собирают восторженные отзывы музейщиков-профессионалов, но и самый живой интерес у публики. И публика в музее есть. На всех мероприятиях, показах, вечерах, выставках, праздниках — публика разная. По возрасту, по вкусам, по всем показателям — целевая аудитория музея расширена и расшарена. Создан действительно современный музей. В условиях довольно грустного муниципального финансирования. С мощной мемориальной частью. С проектами, которые побеждают на национальных конкурсах. Создано место, куда комфортно прийти с ребенком и самому. Это прекрасное дело жизни, которая Людмила Савченко выполнила на радость всей Самаре.

Фотографии: журнал «Первый» и «Волжская Коммуна»

  • 22
    Поделились

2 комментария к “Пять музеев Людмилы Савченко

  1. » Его память вополотилась в “Левановку” — фестиваль современной металлургии» … О_о…ЧО? может все-таки драматургии?))

Оставьте комментарий