
Если вы летом ни разу не посетили Ширяево, считайте, что провели его зря.
А если пропустили праздник искусств «Репин навсегда» — именно в этом случае пригодится наш обзор с места событий. В историко-музейном комплексе села Ширяево прошел ежегодный фестиваль, посвященный дню рождения великого русского художника Ильи Репина. Это мероприятие, организованное Самарским областным художественным музеем, стало заметным культурным событием летнего сезона, ведь со сцены прозвучала неожиданная сенсация: самое знаменитое полотно Ильи Ефимовича «Бурлаки на Волге» вскоре привезут в Самару из Санкт-Петербурга!
Не каждый день в Самаре обсуждают, что вот-вот прибудут не кто-нибудь, а те самые «Бурлаки». Не на барже, а в золотой раме. Не в фильме, а в оригинале — из Государственного Русского музея. Полотно Репина, ставшее символом русского реализма, может вскоре оказаться в Самарском областном художественном музее. В своей истинной первозданной сущности. Настоящее. Не фотокопия, не виртуальная проекция и не NFT.
Они приедут!
Эта ошеломляющая новость прозвучала с большой сцены 3 августа, накануне дня рождения художника — в селе Ширяево. Там, в историко-музейном комплексе, прошёл ежегодный традиционный праздник «Репин навсегда». Он собрал тех, кто любит живопись, театр, фольклор, ароматические флейворы, ремесла, интеллектуальные диспуты и крепкие крестьянские канаты (перетягиванием которых, кстати, занимались весьма охотно и неожиданно азартно). Знаковое полотно будет привезено к нам ненадолго, примерно на два месяца. Однако, дата начала выставки «одной картины» находится на стадии обсуждения.

Фестиваль открыла Алла Шахматова, директор Самарского областного художественного музея. «Илья Репин и его друзья могли выбрать любое место на Волге, ведь бурлаки были тогда везде, но они остановились именно в Ширяево. Их пленила природная красота этого места. И наш ежегодный праздник в числе прочего служит напоминаем о том, в каком уникальном пространстве мы живём. Нам невероятно повезло!», — сказала она.
Праздник с большой буквы и тремя юбилеями: 35 лет со дня открытия Дома-музея художника в Ширяево, 95 лет со дня рождения Аннеты Басс — той самой «маленькой женщины», благодаря которой легендарный музей и появился «на свет»… и 25 лет с момента, когда этот комплекс посетил Президент России Владимир Путин. (Да, именно здесь, в доме с видом на Жигули, где каждый может ознакомиться с волжскими этюдами). Кстати, это было его первое посещение провинциального музея в статусе главы государства. Как известно, всё самое первое: первый класс, первая любовь, первая осознанная драка и первая зарплата обычно остаются в памяти на всю жизнь.
Театр под открытым небом
Интерактивная литературно-театральная постановка «Репин: дней связующая нить» стала, пожалуй, сердцем праздника. Артисты Драматического театра «Самарская площадь» воссоздали атмосферу лета 1870 года, когда Репин с братом впервые ступил на берег Ширяева — и, несмотря на не самый тёплый прием со стороны местных жителей, остался писать этюды и эскизы. На сцене под открытым небом были показаны ключевые моменты из книги Репина «Далекое и близкое», что добавило особую глубину в восприятие его наследия.

Сергей Михалкин в роли Репина — это не карикатурный «гений в бороде и шляпе», а живой, ироничный и немного усталый от цивилизации художник. Роман Лексин сыграл Канина — того самого бурлака с «интересной внешностью», о котором Репин писал с особым восхищением. Один только взгляд Канина, тяжёлый и задумчивый, стоил всех провинциальных выставок, которые мы имели возможность видеть до сих пор. Зрители были не просто наблюдателями, а полноценными участниками: они угадывали по описанию картины, тянули канат, отгадывали репинские сюжеты и ощущали себя частью истории. Публику не по-детски завел Павел Скрябин, а также добавил в актерский квартет столь необходимое сатирическое настроение Сергей Булатов. Актеры продемонстрировали ту самую рабоче-крестьянскую смекалку и жизненную стойкость, что так необходима для раскрытия сюжета.
Когда живопись можно… вдохнуть
Да, она неожиданно напоминала о себе. Причём, как именно, насколько удачно пахло? Не нам судить. У каждого человека своё восприятие цвета и запаха. ЗИМ Галерея представила фестивальной публике три аромата, вдохновлённых тремя картинами Репина из коллекции СОХМ. Начнем с «Портрета дирижёра Рубинштейна» — производит впечатление торжественного, с лёгким бархатным оттенком. Как томный вечер в оперном театре или городской филармонии на концерте классической музыки. «Бельгийский король Альберт» — скорей пульсирующий аромат, насыщенный нотами дыма, пороха и адреналина. Позировал, кстати, по воспоминаниям современников Репина, футурист Василий Каменский. «Волжский пейзаж с лодками» — это тот самый летний день, который хочется запомнить. Река, песчаный берег, облака, согревающее кожу.
Волга поёт, Яга живёт, кошка дремлет
Из других ярких моментов: Государственный академический Волжский русский народный хор имени П.М. Милославова устроил истинное музыкальное откровение. Песни — от лирических до плясовых — звучали так, словно сама Волга распахнула широко рот и запела. Гармонист был особенно отчаянным: казалось, что ещё немного — и баян либо разорвёт включья, либо музыкальный инструмент замолвит человеческим голосом: «Остановитесь!»
На ярмарке народных ремёсел можно встретить кузнецов, кружевниц, резчиков и гончаров. Особенно впечатлил стенд «Ключегорье»: звенящий металл и настоящий огонь создавали завораживающую атмосферу, а рядом в шаговой доступности находился домик Бабы-Яги, не бутафорский, а с откидной крышей. Заглядывали туда как дети, так и взрослые, журналисты и отдельные представители арт-сообщества с философским взглядом.

Особый акцент — кошка, уютно устроившаяся у лестницы на подиуме главного входа в музей, где открывалась выставка «Жигулёвский мотив. Во власти воздуха и света» художника Владимира Башкирова. Весь фестивальный день она дремала в тени, избегая прямых солнечных лучей, совершенно не смущаясь гулким шумом праздника. Кошки, как известно, спят только там, где им хорошо и спокойно. Значит, искусство удалось, атмосфера праздника была уютной. Башкиров кстати устроил авторский показ, тот редкий случай, когда Автору есть что сказать публике, и он не прикрывается собственно написанными картинами.
Репин навсегда — это не просто слоган. Этот фестиваль вновь напомнил: Репин — не статуя из бронзы, он жив! Его можно читать, демонстрировать, исполнять на сцене, интерпретировать через ароматы, воспевать в песнях, оживлять в сценках с бурлаками и даже… ёрничать. В хорошем смысле. Ведь живое искусство не боится лёгкой иронии и современного осмысления. Именно этим фестиваль в Ширяево отличается от музейного столичного официоза: он не вычурен, не приторен, не из стекла и красных ковров; он — из дерева, воздуха, пронзительного света, шершаво-честного голоса хора и взгляда бурлака Канина, того самого с «интеллигентным лбом».
Репин навсегда? Да. Но не в бронзе. А в наших сердцах.
Андрей Большаков специально для Самкульт.




