Мнения: ,

Ира Фишман: Мой город — это Самара сейчас!

23 августа 2016

MVblf0bGsZI

Выход прекрасного набора открыток про Самару  Куйбышев эпохи стиляг, дал прекрасный повод задать несколько вопросов Ире Фишман — архитектору, дизайнеру и половинке семейно-творческого дуэта Т.М. [творческая мастерская], который и выпустил открытки в свет.

Как возникла такая прекрасная идея?

Думаю, она долго росла и корни ее еще в моем детстве, и все дело в папе-меломане и его умопомрачительной коллекции пластинок, записей, видео-концертов и рассказов о лихой молодости, в которых регулярно упоминались «бродские чуваки», безумные танцы под рок-н-ролл, способы зауживания стандартных советских брюк, собранные вручную радиоприемники, которые ловили «Голос Америки» и т. п. Я выросла на постоянной тяге к этой эпохе, которая с каждой секундой от меня удалялась. Зная мои музыкальные пристрастия, мама Саши однажды подарила мне найденную в «Чаконе» чудесную маленькую книжечку Владимира Лебедева с неприметной обложкой и манящим названием «Самара молодости нашей. Записки бывшего стиляги» — очень всем рекомендую. Часть информации для альбома я почерпнула именно оттуда. Вообще же заняться выпуском качественных открыток мы с Сашей решили пару лет назад, когда, зайдя в сувенирный ларек на набережной, не смогли найти ни одной достойной открытки, чтобы отправить ее коллегам архитекторам в Милан, не говоря уже о том, что нигде не было перевода на английский. Так родился набор «Самара: прогулка с историей», который уже весь раскупили. Потом логичным показалось обратиться к эпохе Куйбышева, а уж к какой именно эпохе — у меня не возникло трудностей выбора. Так то, что еще помнят немногие очевидцы и участники описанных в альбоме событий будет бережно и красиво сохранено. Кроме того стиляги в свое время бросали вызов окружавшей их серой действительности, они стремились разбавить ее яркими цветами своей одежды и живой музыкой, а наши открытки тоже по-своему бросают вызов скудным самарским сувенирам, в большинстве своем ничего не говорящим о нашем городе.

Рассчитываете ли вы на коммерческий эффект от проекта? Это ведь, на самом деле, очень симпатичный и оригинальный сувенир.

Конечно, рассчитываем. Мы вообще коммерческая структура — архитектурное бюро, мы не можем себе позволить делать совсем благотворительные проекты. Но это, конечно, не основная статья прибыли, мягко говоря. Есть опасения, что круг ценителей может оказаться довольно узким. Но и тираж у нас совсем небольшой — всего 100 штук.

В эпоху стиляг архитекторы строили города, а вы выпускаете открытки, но, с другой стороны, их бы тогда за любую самопальную полиграфию могли посадить и надолго, а у нас — свобода. Какая эпоха вам нравится больше как профессионалам-архитекторам? Как самарским обывателям?

Мы не жили в ту эпоху и отдаем себе отчет в том, что она сильно романтизирована. Думаю, сложностей у архитекторов того времени было не меньше, чем у архитекторов сегодня. Хотя тот факт, что всю старую самарскую набережную построили одним краном, а сейчас при гораздо больших мощностях в строительстве подобного масштаба и знаковости общественные пространства в городе не возникают, заставляет задуматься. В детстве я часто мечтала перенестись в 50-е и желательно прямо в Америку. Но сейчас я считаю, что надо принадлежать своему времени и делать то, что любишь. Я знаю о тогдашнем Куйбышеве только по рассказам, эти рассказы очаровывают, и мне бы очень хотелось увидеть тот город своими глазами. Но мой город — это Самара сейчас и я не могу объективно сравнивать.

И последний вопрос, даже два. Зачем вам это надо? И надолго лихватит вашего энтузиазма?

Хороший вопрос! Думаю, сказалась свойственная творческому человеку с амбициями потребность рассказать, что знаешь и сделать, что умеешь. Вот мы посмотрели на самарские сувениры и подумали, что сумеем сделать что-то качественно другое, за что нам лично, как жителям этого города, не будет стыдно. И сделали. Плюс это такой чудесный проект, когда ты сам себе заказчик и делаешь его исключительно с удовольствием и тогда, когда есть на это вдохновение. А чувство удовлетворения от реализации такого проекта можно в принципе назвать счастьем. Так что в первую очередь мы делали это для себя. Мы не можем позволить себе заказать у себя проект реставрации Реального училища и на свои же деньги его реализовать. Но можем сверстать хороший альбом про свой любимый город и издать его. И нам и городу от этого будет только хорошо. А энтузиазма, я надеюсь, хватит на жизнь, больше не надо. Мы ставим на своих открытках такую печать «Сделано с любовью к городу». А пока тобой движет это чувство — твой энтузиазм неисчерпаем.

pNa

Оставьте комментарий