Афиша: ,

Наше дело снова правое

24 июля 2016

8-1_Мельница счастья (1)

В театре «Камерная сцена» состоялась премьера спектакля «Мельница счастья».

«Пушка на тыщу колес против Чемберлена»

Убрав из названия пьесы Виктора Мережко слово «пролетарская», Софья Рубина подчеркивает универсальность текста. Счастья как чуда, ниспосланного свыше, хотят жители страны и с названием Российская империя, и СССР, и Российская Федерация.

«Пролетарская мельница счастья» Виктора Мережко ставилась во многих театрах, в Самаре – никогда. Ее текст не так просто отыскать на просторах Интернета, а значит, зрители получат удовольствие от знакомства с полным иронии произведением. Есть в нем и что-то от смешных и ершистых героев Шукшина, и от гоголевского абсурда, и от милой нелепости законов новой советской действительности, показанной в «Зеленом фургоне» Козачинского.

Председатель Комбеда (Виталий Тимошкин) хоть и несет в себе наивность Володи Патрикеева, уже готов с оружием в руках загонять несознательных обитателей колхоза в светлое будущее, маячащее впереди в виде «пролетарской мельницы счастья». Она тут же приобретает статус праздника, с которым можно поздравить соседей.

И не важно, что никому из тех, кто больше всего радуется ее строительству, молоть решительно нечего: «С праздником! С мельницей! Скоро всего будет вдоволь». Мельницу нельзя вытравить из нашей головы так же, как веру в сказочные скатерть-самобранку или жернова, дающие еду сами по себе. Надо же во что-то верить. Не в бога – так в партию. Не в партию – так в мельницу…

Постановщик стремится передать атмосферу 20-х годов ХХ века. И, несмотря на некоторые неточные штрихи (яркий макияж исполнительниц ролей колхозниц, современная обувь персонажей), благодаря работе художника и аутентичным костюмам ей это удается.

«Чем больше у нас бедняков, тем мы богаче»

«Мельница счастья» стала возможностью для нескольких актеров заявить о себе самарским зрителям. Ею успешно воспользовались Андрей Гудим, вернувшийся в труппу театра в прошлом году, выпускница СГИК Елена Фадеичева и недавно зачисленный в труппу актер из Перми Валерий Нечаев.

Степан Бобыль Андрея Гудима – добросердечный и отзывчивый человек, готовый смело и решительно бороться за процветание всего мирового пролетариата до полной победы. И построить для этого столько «мельниц счастья», сколько потребуется. Елена Фадеичева представляет персонажа менее альтруистичного – дочь мельника в ее исполнении движима только жаждой «простого женского счастья».

Простой по содержанию, но сложный по форме образ создает Валерий Нечаев. Грабок – изворотливый и лицемерный мошенник, все свои силы тратящий на то, чтобы получить по максимуму и от советской власти, и от «красного купца» – мельника. Но Валерий Нечаев играет нечто между плутом и юродивым. Его энергичные, широкие, демонстративные, но вместе с тем естественные жесты, его ловкое жонглирование лозунгами и быстрое схватывание принципов советской демагогии воскрешают в памяти образы Ролана Быкова в фильмах «Служили два товарища» и «Андрей Рублев».

Мельник Вырин в исполнении самого опытного актера труппы – Владислава Метелицы – обладает мощным отрицательным обаянием. Может быть, потому, что это единственный персонаж, занятый делом. Он не только работает на мельнице и в лавке, он изо всех сил сохраняет традиции, несмотря на творящийся вокруг абсурд. На сцене показан красивый обряд чаепития в его семье: с сияющим самоваром, тонким фарфором, узорным стулом, мурлыкающим патефоном и румяными баранками. Но зрители, наблюдающие за событиями вековой давности, уже знают, что недолго ему осталось наслаждаться безмятежным благополучием. Мельница хоть и не была запущена, но перемолоть его семью успела. Предавшийся отчаянию, которое толкнет его впоследствии на страшное преступление, Вырин убивается по сбежавшей дочери. А умственно неполноценный зять (Артур Быков) хочет его утешить, но боится к нему приблизиться – так и совершает микроскопические движения туда-сюда, словно пугливая птичка.

Режиссер очевидно любуется персонажами пьесы. Это видно по тому, как старательно Софья Рубина разворачивает обозначенную в пьесе пунктиром линию краха семейной жизни учителя. Евгений Клюев и Ксения Соловьева исполняют практически «спектакль в спектакле».

«Мы ту науку свернули»

Временами кажется, что «Мельница счастья» – слепок с сегодняшней действительности. «У нас бензин не кончится, если и кончится, то у них». Но порой в глаза бросается разительное отличие. В спектакле научные знания всякий раз подменяются энтузиазмом: «Какая сила может воспротивиться, если весь народ за эту мельницу?» У героев пьесы – «концомолистов» начала ХХ века – много энтузиазма и мало информации, у нас напротив – много информации и нуль энтузиазма.

Но кто скажет, что не теплится в нас, сегодняшних, рациональных и подверженных стрессу из-за невозможности переварить информационный поток, вера в то, что наступит «мельница»? Всегда найдется Лука, обещающий нам землю обетованную, и мы пойдем за ним с радостью доверчивых детей. Потому что верим в то, что несмотря ни на что, должно же у нас быть все хорошо. Не в прошлом веке, так в этом, а не в этом, так…


Драматический театр «Камерная сцена»

Виктор Мережко

Мельница счастья

Режиссер – Софья Рубина

Художник – Ольга Никифорова


 

Маргарита Прасковьина

Фото Ирины Маркиной

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий