Афиша: , ,

К гадалке не ходи

10 января 2019

Два состава в спектакле хороши тем, что на основе одной постановки можно говорить фактически о двух спектаклях.

Тем более, когда не только второстепенные, но и главные роли идут с заменой. А когда на сцене одновременно почти два десятка персонажей — этот фактор уже никак нельзя обойти стороной. Для рецензии это плохо: читатель запутается в нескончаемом перечне имен. Но попробуем как-то выкарабкаться из ситуации, путь наименьшего сопротивления еще никто не отменял.

Начнем с детективной истории. Ровно за месяц до премьеры исчез режиссер спектакля Олег Куртанидзе. Добавить тут нечего, поскольку за последующее время информации больше, чем в предыдущем предложении, не прибавилось. Несколько лет назад Куртанидзе поставил в Молодежном драматическом театре самый популярный в Тольятти спектакль «Тетки» по пьесе Александра Коровкина, который и по сию пору собирает аншлаги. Нынешний сезон в тольяттинском МДТ открылся спектаклем «Гамлет»: Олег Куртанидзе готовил постановку полтора года. В итоге его коллега, режиссер Юрий Раменсков, довел спектакль, о котором сейчас пойдет речь, до премьеры, на афише значится его имя. Ситуация была настолько напряженной, что буквально за день до премьеры из театра уволилась актриса, игравшая одну из заметных ролей в спектакле. Эмоциональный фон присутствовал еще и потому, что постановка была осуществлена в рамках федерального проекта «Культура малой родины». Бремя ответственности — это вам не шутки.

А вот теперь поговорим об искусстве.

Речь идет о спектакле по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты», поставленном в Молодежном драматическом театре режиссером Юрием Раменсковым.

Островского доводилось видеть в тяжеловесных постановках, где серьезные люди решали важные дела. В тольяттинском МДТ это веселая комедия, московский анекдот: герои танцуют, поют, зрители со смехом реагируют на ключевые реплики. Но нет здесь преобладания формы над содержанием: показанная эпоха соответствует авторской задумке, все персонажи в исторических костюмах, вот только из драмы сделан водевиль — это да.

Тон всему балагану задает предсказательница Манефа (Елена Кашкарцева). У Островского это неграмотная хитрая баба, выдающая несвязное бормотание и нечленораздельные реплики за предвидение в состоянии просветления. В спектакле это модная гадалка, королева стиля, цинично пользующаяся людской доверчивостью. Музыкальная тема спектакля — появление гадалки. «Цирк с конями», — говаривали в таких случаях простые люди.

Но властителем дум мог быть и Голутвин (Владимир Хохлов/Алексей Клименко) — человек, не имеющий занятий. Прообраз современного журналиста — именно в том виде, в каком его не любят герои его публикаций.

Честный и порядочный человек здесь не котируется. Оттого и добился определенных высот главный герой — Егор Дмитрич Глумов (Антон Шибанов/Александр Сандиряков). Ради личной выгоды он готов лгать, унижаться, быть угодным для всех, кто вытирает о него ноги, но при этом двигает по карьерной лестнице. Непрост этот Глумов: прикидываясь простачком, систематически и тщательно записывает в личный дневник все огрехи и тайны своих благодетелей. По законам жанра дневник попадает в ненужные руки. Ну, поохал высший свет, ну, повозмущался. Но признал: а ведь какой пронырливый и полезный этот Глумов. Так и остался негодяй рукопожатным в компании подобных себе. Конечно, в спектакле звенит мотив обличения этого порочного общества. Но черного кобеля все равно не отмоешь добела.

Лишь отчего-то жаль Клеопатру Львовну Мамаеву (заслуженная артистка России Ольга Шебуева/Елена Тукшумская) — даму замужнюю, небедную, влиятельную. По сюжету она — взрослый, скажем так, человек, покровительствующий юным дарованиям мужского пола. Но юные дарования в лице того же Глумова — мерзавцы, как оказалось.

И маму Глумова, Глафиру Климовну (Инна Галкина), тоже жаль: печется о сыне, беспокоится, и неважно, что за чудовище она растит.

Мужа скучающей покровительницы мальчиков, богатого барина Нила Тимофеевича Мамаева, играет Андрей Лактюхов: кажется, над такими персонажами смеялся Островский и обличал их.

Очень важный господин Крутицкий в исполнении Дмитрия Ходырева — ну просто прожженная сволочь. Нет, персонаж не совершает явно подлых поступков. Но актер играет его так, что невольно задумываешься: а что там осталось за кулисами у героя?

Отдельным дуэтом могли бы выступить два персонажа, под них можно было бы выделить отдельную сюжетную линию, целую пьесу. Это барыня Софья Игнатьевна Турусина (народная артистка России Наталья Дроздова) и ее племянница Машенька (Мария Суркова). Это именно Турусина приютила у себя полдома приживалок и гадалку Манефу, руководствуясь ее предсказаниями. Ей бы Машеньку замуж выдать — а зрители смеются, весело, видите ли, им.

Юрий Раменсков, режиссер спектакля, сыграл важного господина Ивана Ивановича Городулина. Это самый индифферентный персонаж в спектакле: кажется, ему все равно, что о нем говорят и пишут. Если призадуматься: а не его ли взять за образец для подражания?

Есть еще и гусар Егор Васильевич Курчаев (Вячеслав Бочаров), о котором хочется сказать: боже, да за какие же такие заслуги досталась ему в итоге Машенька? Но артист — пока еще студент кафедры актерского мастерства Волжского университета им. В. Н. Татищева. А где еще набираться мастерства, как не в компании с опытными коллегами?

Если из этого текста убрать все имена персонажей и артистов, то он сократится наполовину. Поэтому из рецензии решительно непонятно, стоит ли смотреть спектакль. Но здесь такое количество героев, причем у каждого своя интересная история, и такое количество отличных артистов, — что какое вам дело до всяких запутанных рецензий?


Молодежный драматический театр (Тольятти)

Александр Островский

На всякого мудреца довольно простоты

Московский анекдот в 2 действиях
Режиссер — Юрий Раменсков
Художник-постановщик — Елена Бабкина
Художник по костюмам — Ольга Яблокова
Композитор — Игорь Воронцов
Хореограф — Людмила Вединяпина

Антон АНАТОЛЬЕВ
Фото Вячеслава СМИРНОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 декабря 2018 года,
№№ 21 (150)

pNa

Оставьте комментарий