События: , ,

Моцарт и Мольери

10 января 2019

В театре «Колесо» вышел спектакль «Пародист» по пьесе современного драматурга Евгения Водолазкина.

«С какой точки удобней будет снимать?» — спросил я режиссера Павла Пронина, поставившего в драматическом театре «Колесо» спектакль «Пародист». «Да с любой точки будет неудобно», — ответил режиссер.

Спектакль играется в камерном зале. Зрительные ряды опоясывают сценическое пространство по всему периметру, замыкают его. То есть сцена оказывается как бы внутри зрительного зала. Это интересно для съемки: можно всякий раз приходить на спектакль, выбирать новый угол обзора и делать совершенно другие фотографии — не те, что на предыдущем спектакле. Разумеется, актеры учитывают то, что зрительный зал не находится в одной плоскости.

Работа в провинциальном театре имеет заметные преимущества. Так, можно шутить о миссионерской позиции, которую будто бы предпочитают провинциалы. Или хихикать над ними же: дескать, они такие непросвещенные, что до сих пор спят с женщинами. Это я к тому, что и сейчас малейшая смена устоявшейся позиции зал-сцена приковывает внимание и дает дополнительные эмоции. Потому что все равно выглядит как новаторство.

Пьеса «Пародист» хороша тем, что ее можно пересказать практически полностью, и это не будет спойлером. Развитие сюжета доходит до кульминации: бац! — происходит разоблачение. Но нет, следует дальнейшее развитие сюжета, и снова: бац! — разоблачение. Просмотрев две трети спектакля, я было счел пьесу банальной. Но автор обманул меня так же, как его персонажи обманывают друг друга: герой в финале принимает решение, которое нельзя было принимать, ни одному нормальному человеку не пришло бы такое в голову.

Действие начинается с появления двух ангелов за спинами зрителей. Поскольку, как я говорил, зрительные ряды опоясывают сцену-ринг, то часть публики видит одного ангела перед собой, а чтобы увидеть другого, приходится повернуть голову назад. Зрители, расположенные перпендикулярно к двум упомянутым рядам, просто крутят в этой ситуации головами направо-налево. Ангелы что-то бормочут про то, что каждый кузнец своего счастья, затем снимают свои ангельские одеяния, и вот уже один из них — Инспектор ДПС (Глеб Баканов), другой — Спортсмен (Петр Касатьев). В течение всего действия они эдаким лейтмотивом кратковременно появляются на сцене, тут же исчезая. Но их роль во всей этой истории станет ключевой, один решит судьбу героя своим бездействием, другой действием — черный и белый ангелы. Функция этих неземных существ — надчеловеческая. Ничего хорошего они людям не несут.

Вся история — о жизни людей небедных и знаменитых и могла бы происходить в красивых заграничных интерьерах. Но происходит она в красивых отечественных интерьерах, поскольку волей автора за окном особняка, где и разворачиваются события, — современный Санкт-Петербург.

В дом к супружеской паре (Олег Погорелец и Елизавета Фарапонова) приходит частный детектив. С ним таинственная незнакомка — юная спутница, чье лицо скрыто вуалью. Дело в том, что хозяин особняка, популярный артист, погиб в автокатастрофе три года назад. Но перед смертью поручил детективу расследование обстоятельств его убийства. Убийства! Ведь благочестивое семейство, в чей дом пришел детектив, — это изменщица-жена и друг-предатель. Таинственная незнакомка (Нина Кучерук) оказывается личной массажисткой знаменитости, причем настолько посвященной в дела своего босса, что ближе некуда: она еще и любовница звездного артиста! Именно эта разлучница и дает важные показания.

Зло наказано, спектакль можно завершать. Но нет. Детектив вдруг перестает картавить и сутулиться, снимает парик, отклеивает накладную бородку, вынимает вставную верхнюю челюсть, и перед нами оказывается погибший три года назад артист Бубенцов (Андрей Амшинский), преобразившийся до неузнаваемости не только для персонажей спектакля, но и для зрителей. Да, друг-предатель в тот роковой вечер испортил тормоза в машине артиста, и тот, как всегда нетрезвый, сбил на ночной дороге человека. Именно его останки нашли потом в обгоревшей машине — с часами и перстнем артиста. Погибшая для всех, но не для себя знаменитость тут же отправляется с юной инженю в отдых по заграницам. Деньги удается прокутить за три года, пришла пора пополнить баланс.

Не ищите злодеев: здесь все герои совершали в жизни не красящие их поступки. Но я бы не стал утверждать, что все персонажи пьесы — отрицательные. Многие их душевные порывы вызывают сочувствие и симпатию. Та же брошенная жена (или изменщица?) явно не забыла те чувства, что когда-то испытывала к мужу. А главный персонаж, избалованный вниманием женщин, не знающий нужды и отказа, в ключевой для себя момент принимает решение, которое ставит его в ряд с античными героями, не меньше. Правда, благородный друг, вдруг выяснилось, всю жизнь завидовал своему успешному товарищу и был его жалкой тенью. А прехорошенькая, но глупенькая любовница, чей афоризм стал заголовком этой рецензии, оказывается продуманной циничной сукой.

В течение спектакля вы не раз успеете и разочароваться в увиденном, и очароваться: в нем все меняется, все трансформируется. К середине действия люди окажутся не теми, кем видятся вначале. А к концу действия поменяются местами и злодеи с героями.

Основная череда премьерных показов начнется в феврале. Драматический театр «Колесо» впервые принял участие в Конкурсе по поддержке современной драматургии Министерства культуры Российской Федерации. По условиям конкурса у пьесы, предложенной к постановке, ранее не должно быть сценических воплощений. То есть впервые российский зритель увидит спектакль «Пародист» по пьесе Евгения Водолазкина именно на сцене театра «Колесо».

Драматический театр «Колесо» имени Г. Б. Дроздова
Евгений Водолазкин
«Пародист»
Детектив

Режиссер-постановщик — Павел Пронин
Художник-постановщик — Ольга Галицкая

Вячеслав СМИРНОВ

Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 декабря 2018 года,
№№ 21 (150)

pNa

Оставьте комментарий