События:

«Волшебный свет» Ивана Шультце [выставка еще работает!]

2 июля 2016

10-1_Шультце

В Мраморном зале Самарского художественного музея развернута экспозиция «Волшебный свет» Ивана Шультце, организованная в сотрудничестве с кантоном Невшатель (Швейцария) и Фондом Шультце в Цюрихе.

Музей представляет первую в России крупную монографическую выставку яркого представителя русской пейзажной школы начала XX века и первой волны русской эмиграции.

Немец по происхождению, Иван Федорович Шультце родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. Получил образование в Императорской Академии художеств, учился у известного пейзажиста Константина Крыжицкого. За несколько лет до революции картины Шультце с успехом экспонировались на выставках Академии художеств, Товарищества художников и приобретались в крупнейшие частные коллекции: Карла Фаберже, великих князей Михаила Александровича, Георгия Михайловича, Владимира Владимировича.

Император Николай II назначил его придворным художником, разрешил выезжать работать за границу. Талантливый пейзажист много путешествовал по Европе, Африке, Азии, побывал в Арктике.

закат над морем

Шультце не принял революцию и в начале 1920-х переехал в Париж. Там его ждал неожиданный коммерческий успех: довольно быстро последовали персональные выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, признание коллекционеров. С произведениями Шультце работали известные галеристы Леон Жерар и Эдуард Жонас, занимавшийся выставочными проектами в Париже и Нью-Йорке. Представляя пейзажи в крупнейших мировых столицах, Шультце до конца жизни оставался востребованным живописцем, при этом совершенно неизвестным на родине.

Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет восхищает ценителей жанра. Он не был экспериментатором, сохранял верность пейзажу и не гнался за новыми эффектами. Такое постоянство несколько противоречило духу непрекращающихся художественных поисков в искусстве первой половины XX века, когда появлялись все новые «-измы», ломались привычные границы визуального восприятия. Академические каноны композиции, традиции романтического немецкого пейзажа сплетались у художника с линеарностью и аппликативностью, свойственными эстетике ар-нуво.

Обращаясь к приемам живописной школы Куинджи, Шультце работал со светом и цветом за границами национальных видовых мотивов. Немалую роль сыграли и многочисленные путешествия. Его альпийские пейзажи заснеженной Швейцарии были столь же тонко прочувствованы, как и красоты русской зимы, а непревзойденная передача серебристого мерцания снега особенно завораживала зрителя. Шультце преодолел национальную замкнутость пейзажного жанра.

Выставка работает только до 31 июля. Поспешите!

Шультце_новый - ДЕМО

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий