События: ,

Летние вернисажи

4 октября 2016

w6viqoyrjam-1

Лето прошло. Горожане в конце лета переезжают в город и начинают обмениваться впечатлениями по поводу отдыха. Осенью вспоминаются путешествия, каникулы, галереи и выставки, увиденные в путешествиях. С точки зрения выставочной деятельности лето не является благоприятным сезоном. Поэтому музеи и галереи не планируют на этот период организацию знаковых выставок. И тем не менее они состоялись.

PHoCQE4x9tM

В галерее «Новое пространство» в июле открылась интересная выставка под названием «ВОЛЖСКИЙ АРТ-ЭКСПРЕСС». Эта галерея постоянно радует своими новыми проектами, не стал исключением и этот.

Еще в 2013–2014 годах Национальный музей Республики Калмыкия имени Н. Н. Пальмова предложил проект «Южный Арт-экспресс» для реализации в городах Южного федерального округа: Астрахани, Волгограде, Ставрополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону.

В этот раз межрегиональная передвижная художественная выставка была запланирована для городов Поволжья под названием «Волжский Арт-экспресс» и приурочена к 95-летию музея. Самара стала первой в этом маршруте.

В экспозиции представлено 265 произведений 35 художников Калмыкии, среди них работы признанных мастеров отечественной живописи.

Чем же самобытна эта выставка? Она рассказывает об уникальной культуре единственного народа Европы, исповедующего буддизм. Это монгольский народ – ойраты, мигрировавшие из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Они степняки и, живя в степи, средствами изобразительного искусства рассказывают о своем бытовании. В ряде жанровых полотен изображены рыбаки за ловом рыбы, много работ с изображением всадников, всадниц на конях, пасущихся лошадей или сцен с животными на водопое.

Надо сказать, живописный метод, техники представляют традиции русской художественной школы. А вот сюжеты и образы неожиданны для самарского зрителя. Работа В. Ошланова с изображением молодого Чингисхана сразу же приковывает внимание. Этот легендарный герой многих национальных эпосов, первый хан – объединитель для своего народа написан с большим чувством благоговения. Сильный, запоминающийся образ.

CCxYq2Jw_qo

Работы В. Доржиева в технике резьбы по мамонтовой кости – яркий образец национальной мелкой пластики. Национальную традицию представляют также ювелирные гарнитуры Г. Ушановой в технике филиграни.

Также колоритны кожаные сосуды бортхо и круглые чеканные панно в традиционной технике обработки металла и кожи работы Е. Гашинского.

Достаточно разнообразны представленные скульптуры. Здесь есть портреты, анималистика. Кони, быки, люди… Все в достаточной степени хорошие стилизованные образы. В центре зала на подиуме установлена скульптура из меди в виде вздыбившегося коня – «ХХ век» В. Васькина. Конь – это один из культовых символов степной Калмыкии. На другом подиуме размещена замечательная композиция из дерева «Земля предков» Н. Эледжиева.

Невольно подумалось: почему у мастеров скульптуры такое скупое, лапидарное решение образов? Такое впечатление, как будто вольный степной ветер ворвался в мастерскую и сгладил силуэты, отсек лишние мелкие детали, выровнял все неровности, наполнив воздух запахом трав, полыни. Кстати, многие подиумы для скульптуры были украшены венками из свежей полыни. Слегка горьковатый запах полыни – одного из растений калмыцких степей – распространялся по всему пространству галереи.

Особо привлекли листы графики И. Надбитовой с изображением жизни калмыцких ребятишек. Немного гротескные, решенные с чувством юмора, они виртуозно исполнены простым карандашом на тонкой бумаге.

Фоновым сопровождением выставки стали традиционные калмыцкие мотивы и фрагменты из книги «Туда, где седой монгол» Дмитрия Ахметшина в исполнении актера самарского театра «Город» Бориса Трейбича.

Охватив все виды искусства, эта выставка предъявила творчество как молодых художников, так и уже зрелых мастеров. Она удивила разнообразием и яркостью индивидуальностей, художественных манер – и связанных с классическим искусством, и медитативной эзотерической живописью. Данный проект открыл объемную картину современной творческой жизни республики, выявил основные тенденции развития изобразительного искусства Калмыкии.

Изыски Серебряного века

Выставка «НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ЭПОХ» открылась в Музее Модерна. Экспозиция маленьких шедевров русской графики из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств составлена из произведений художников, входивших в объединение «Мир искусства».

jiflerq_hca

Особенность этого объединения состоит в том, что оно представляет культурный Петербург конца XIX – начала XX века. Группа молодых людей – эстетов и интеллектуалов – поставила перед собой глобальную задачу: прославить русское искусство за рубежом. Благодаря деятельности С. Дягилева и А. Бенуа им удалось поразить Европу. Были организованы знаменитые выставки русской живописи в Петербурге, Париже и других городах Европы. Мирискусники привозили также выставки из-за рубежа и знакомили русскую публику с зарубежным искусством.

Дягилев и его «русские сезоны» в Париже тесно связали мирискусников с театром. Они произвели революцию в области оформления декораций, костюмов и рекламы. В афишах Сомова и Бакста декоративная игра линий и пятен цвета в изображении человеческих фигур все преобразовывала в сказочные образы.

Коллекционер искусства XX века Вячеслав Моше Кантор, музей MAGMA.

Художники жили в эпоху символизма, служили красоте и мечтали преобразить жизнь красотой. Впоследствии, в эмиграции, Н. Бердяев упрекал их в недостаточном служении красоте. И тем не менее удалось сделать много. Поиски красоты и преобразование увиденного и лично прочувствованного толкали художников на многие эксперименты и открытия. Они обращаются к оформлению книг и возводят это ремесло в ранг высокого искусства оформления книги.

Практически вся высокая культура украшения книги в XX веке в СССР идет от мирискусников. До сих пор никому не удалось превзойти М. Добужинского в оформлении повести Ф. Достоевского «Белые ночи». Или оформление «Демона» М. Лермонтова – лучше М. Врубеля никому не удалось. Именно работа над оформлением книг и журналов способствовала развитию мирискусниками множества графических техник: акварели, перового рисунка, цветного карандаша, туши, гуаши, пастели, чернил. Они же обратились и к развитию гравюрных техник. На выставке как раз можно увидеть общеизвестные линогравюры с видами Петербурга Анны Остроумовой-Лебедевой.

Александр Бенуа постоянно делал анализ выставок и творчества художников. По его инициативе и при участии Игоря Грабаря было написано и издано множество монографий, книг по истории русского и зарубежного искусства. Это были толстые альбомы с изображением архитектурных памятников Древней Руси и небольшие монографии о современных художниках, с использованием рисунка обоев на обложке. Мирискусники любили прошлые эпохи, почитали Петра и первыми воспели архитектурную эстетику Петербурга.

Они были универсальными художниками, работали и в малых видах искусства, таких, как интерьер, костюм, фарфор, образцы мебели. Прошлое России они воплощали не только в образах века барокко и рококо, но также и в сюжетах, посвященных Древней Руси XVI–XVII веков.

Иван Билибин в экспедициях по Северу собирал образцы народных костюмов и орнаментов, Николай Рерих, увлекшись археологией, на раскопках искал следы древних славян, Константин Сомов собрал уникальную коллекцию саксонского фарфора XVIII века.

Мирискусники были первооткрывателями мира детства ребенка. И тому свидетельство работа Бориса Кустодиева на выставке – акварель с изображением двух девочек в зимних шубках.

Они первые исследовали глубоко жанр автопортрета. На выставке один из автопортретов Зинаиды Серебряковой.

Они впервые проиллюстрировали детскую азбуку, участвовали в разработке афиш, меню к обедам.

Особый интерес у мирискусников вызывали Восток, Кавказ. Казалось, таинственный Восток полон тайн. На выставке в Музее Модерна загадочен портретный облик армянки в исполнении Евгения Лансере, автора лучших иллюстраций к «Хаджи-Мурату» Л. Толстого.

Выставка не случайно открылась в день рождения Ильи Репина: ведь мирискусники большей частью были его учениками. Как удивительно получается: его искусство «служило» народу, верно отображая жизнь, а творчество его учеников считало жизнью само искусство.

Валентина Чернова
Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,
№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)

  • 11
    Поделились

Оставьте комментарий