События: ,

В преддверии юбилея

17 октября 2016

 3-2_levyant-i-shherbakov

В Самарской филармонии состоялся концерт абонемента «Союз Композиторов представляет». 2016 год – особенный для самарской композиторской организации, исчисляющей свою историю с 1941 года. Именно тогда Дмитрий Шостакович, находящийся в эвакуации в Куйбышеве, сплотил вокруг себя творческих, ищущих, сочиняющих музыкантов.

Сегодня самарских композиторов и музыковедов объединяет неутомимая энергия Марка Левянта, возглавляющего Самарское отделение Союза композиторов с 1999 года. Задуманный и воплощенный им в жизнь проект филармонического абонемента тоже в некоторой степени юбиляр – ему уже пять лет. У этих концертов сформировалась своя аудитория. Это внимательная и заинтересованная публика. Сентябрьский концерт юбилейного сезона стал своеобразной интродукцией к настоящему торжеству, запланированному на первый месяц зимы.

Афиша анонсировала программу со звучным названием «Песни, мелодии театра, ритмы джаза». Монументальным музыкальным эпиграфом концерта стала песня Леонида Другова «Куйбышев – город родной», торжественно исполненная двумя хорами – губернской молодежи и ветеранов войны и труда – под управлением Владимира Ощепкова. Хоры расположились таким образом, что молодые певцы находились в глубине сцены, а ветераны – по краю портала: это создало ощущение объемности звука, обеспечило ему полетность и яркость. Партию фортепиано, выполнившую функцию оркестрового сопровождения, выразительно исполнила Наталья Демина.

Две песни Натальи Гречниковой представили публике юные вокалистки Алена Азарова и Кристина Гречникова. К сожалению, ни яркость исполнения, ни позитивная энергетика, ни личное обаяние солисток не смогли скрыть недостатки самого музыкального материала: отсутствие мелодического развития, рыхлость формы, примитивность гармонического сопровождения.

Кульминацией первого отделения стало выступление Григория Файна. В кантате «Послушай, и ты увидишь» он предстал как автор текста, музыки, аранжировки и исполнитель-импровизатор. Участие композитора вдохновило всех артистов. Солистка Ирина Алешина, хор и симфонический оркестр под управлением Михаила Щербакова эмоционально и ярко преподнесли сочинение, погрузив слушателей в волшебную атмосферу джазовых созвучий. Наиболее сильное впечатление оставили поэтичный ноктюрн с мерцающими звучаниями флейты на фоне струнных и валторновыми зовами в оркестре и финальный гимн солнцу.

Ре-минорный концерт-импровизация убедительно раскрыл достоинства оригинального музыкального стиля композитора, объединившего укорененность в лучшие классические традиции с импровизационной свободой, характерной для джаза.

Второе отделение открыли песни Павла Плаксина. В череде разнохарактерных вокальных номеров, выстроенных по принципу контраста, самыми эффектными оказались не мелодичные «Обережные слова» (солистка – Злата Анисимова) и не лирический дуэт «Мир, где я и ты» (Павел и Ксения Плаксины), а энергичная композиция «Музыкант» (шоу-группа «Класс») и характерно-образная, в народном стиле «Обманутая копейка» (солистка – Наталья Купина).

Музыка Марка Левянта, завершавшая концерт, настроила слушателей на ностальгическую волну. Мелодии, созданные композитором в 1980–90-е годы для спектаклей театра драмы, давно полюбились самарцам и, как бы «утеряв» имя автора, стали почти «народными». Публика тихонько подпевала знакомым песням из зала.

Выразительные мелодические обороты, созданные композитором в точном соответствии с «интонационным словарем эпохи», роднят музыку самарского композитора с произведениями его современников и соотечественников А. Петрова, А. Эшпая, М. Таривердиева. Чуткий слух с легкостью улавливает эту стилистическую общность.

Молодые музыканты, попадая под обаяние мелодий Марка Левянта, с удовольствием включают его произведения в свой репертуар. Выразительно и прочувствованно прозвучал романс из одноименного спектакля в исполнении Екатерины Клементьевой. Но, конечно, лучшим исполнителем своих песен является сам композитор, интерпретирующий их с любовью и полным пониманием.

Завершился концерт знаковой для Самары песней на стихи Бориса Свойского «В старой части города», оставившей ощущение «открытого» финала. Будем ждать юбилейного концерта.

Анна Лазанчина

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Фото Михаила Пузанкова

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий