В деревянном купеческом особняке на Ленинской, 160, начал работать театр кукол «ЛУКОМОРЬЕ». Сколько мы терпеливо ждали этого события! Ходили на конюшни усадьбы Курлиной, пытались вычислить, где и когда театр под руководством Льва Митрофанова показывает свои маленькие шедевры. Дождались!
И если уж Лев Николаевич со своим легендарным перфекционизмом решил открыть театр после ремонта, значит, там – всё с иголочки и последний винтик в сценической машинерии работает без единого сбоя.
С радостным ожиданием чуда мы с внуком направились в театр на его первое представление в первом после окончания реставрационных работ сезоне.
Давали спектакль по чудовищной пьесе драматурга Михаила Супонина «Бука (Вредный заяц)». Автор в лучших традициях советского театра для детей, главной задачей которого объявлялось назидательное воспитание, в игровой форме поучал, как нужно себя вести в семье.
Меня это не смутило: когда Леву останавливала необходимость переделки текста?! Не обманулся я и в этот раз. Автор спектакля перевел чудовищный текст на язык детей, не выбросив ни одной сюжетной линии, ни единого конфликтика, ни малюсенькой сценки. Только теперь герои говорили на диалекте, понятном 6–10-летним зрителям.
«Бука» – спектакль-игра. Его успех всецело зависит от того, насколько зрители смогут включиться в его действие. Поколение, с пеленок растущее в окружении гаджетов и сносно разговаривающее разве что на языке смайликов и исключительно в «ВКонтакте», совершенно не умеет общаться со сверстниками off line. Даже не то чтобы не умеет – у него для этого катастрофически мало возможностей: откуда им быть, если все (!) родители тщательно оберегают своих чад от «тлетворного влияния улицы».
Лев Митрофанов со товарищи предоставил детям такую возможность. И тут я обязан исполнить дифирамб городским властям, что я, в принципе, делаю не то чтоб редко – никогда вообще. Театр – муниципальный. На спектакле присутствуют 12 детей и 12 их родителей: больше не позволяет зал. Достучаться до каждого вместо того, чтобы гнаться за количеством проданных билетов, – парадигма, следовать которой в современных экономических условиях нужны терпение и мужество. Потому – слава городской власти, сохраняющей эти качества в отношении «Лукоморья», и дай Б-г, чтобы лукавые финансисты не сбили ее с пути истинного.
Все 12 малышей (и даже некоторые взрослые) стали участниками представления, на наших глазах научаясь коммуникации и в игровой форме без нудной дидактики познавая, «что такое хорошо», а что – не очень.
Главным «модератором» представления стала Екатерина Баженова. Когда Лев пришел с ней на эфир «Вести FM Самара» в программу «Культпросвет», так и хотелось спросить: «Девочка, ты школу-то окончила?» Юная, хрупкая, застенчивая – это впечатления о Кате до спектакля. И сожаление: «Вот еще одна травести подрастает».
Ничего подобного! Актриса играет Принцессу, в которой читается будущая молодая, обаятельная, обворожительная, очень динамичная и задорная женщина. У Баженовой – полный набор актерских качеств, и, уверен, когда она столкнется с тем, что кроме самообразования и игрового опыта ей нужна солидная профессиональная подготовка (по специальности Катя – ландшафтный дизайнер), она пойдет ее получать.
Не буду рассказывать сюжет – не в нем дело, да и пересказывать игру – сломать организаторам эффект неожиданности. Скажу только, что завершается спектакль коллективным поеданием торта – маленькие зрители и артисты: Катя Баженова, Алена Беляева (Королева-мама) и Павел Дитятин (Король-отец).
А мой маленький эксперт на вопрос «Ну, как тебе?» ответил: «Витя! В этот театр мы будем ходить всегда!» Вот, собственно, и вся оценка.
Театр кукол «Лукоморье»
Михаил Супонин
Бука
Спектакль-игра с чаепитием
Постановка Льва Митрофанова
Сценография и куклы Дмитрия Лабутина
Хореография Александра Никифорова
В спектакле звучит музыка П. Чайковского, К. Горделя и Cheese People
Виктор Долонько
Фото предоставлено театром «Лукоморье»
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год