События: ,

За кулисами «ПоМоста»

11 мая 2015

9-1_

Удивительно, но в малюсеньком индустриальном Новокуйбышевске, вопреки всему, существует хороший театр и, самое странное, есть свое театральное пространство. Это пространство обычно обозначается фестивалем «ПОМОСТ: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ РОССИИ». На одну апрельскую неделю стотысячный городок становится театральной столицей губернии, создавая замечательную творческую и дружескую атмосферу.

К сожалению, зритель не может полностью окунуться в суматошный фестивальный мир. Ведь прийти на дневной или вечерний спектакль – это как прийти к театру в гости, а вот чтобы понять весь фестиваль, хорошо бы его «прожить» полностью.

Мне повезло. Я «проживаю» «ПоМост» уже во второй раз: смотрю все спектакли, бегаю за кулисами, делаю интервью с участниками, ночами пишу тексты для фестивальной газеты. Конечно, у меня взгляд на фестиваль слишком предвзятый, слишком эмоциональный, слишком «закулисный», но некоторыми моментами все-таки очень хочется поделиться.

Приятный сюрприз

Седьмой фестиваль «ПоМост» был посвящен теме войны в целом и Великой Отечественной войны в частности. Но до официального открытия хозяева «ПоМоста» – театр-студия «Грань» – вне рамок заявленной темы показали спектакль «Таня-Таня» и открыли выставку – дань памяти создателю театра Эльвире Дульщиковой.

Для многих гостей фестиваля «Таня-Таня» в постановке Дениса Бокурадзе стала самым приятным сюрпризом. Акварельные образы соединены тонкими лирическими нитями, а невесомый юмор скрашивает романтическую атмосферу там, где ее, по идее, быть не может – в расставаниях и разочарованиях.

За успешным спектаклем всегда кроется своя сложная история. Даниил Богомолов, играющий одну из главных ролей, тяжело вживался в нехарактерный для него образ, долго не мог понять своего героя. Юлия Бокурадзе – «старшая» Таня – во время премьерных показов готовилась стать мамой, что давало одно настроение, а сейчас в ее театральном образе постоянно проскальзывают «материнские» нотки, что добавляет спектаклю новые смысловые течения. Алина Костюк накануне первого дня «ПоМоста» сломала руку, что не помешало ей прекрасно исполнить роль и создать повод театральным критикам и экспертам заговорить о раскрывающемся таланте молодой актрисы.

Не поняли и не услышали

А вот спектакль Олега Хапова «Марьино поле» (челябинский «Камерный театр») по пьесе ученика Николая Коляды Олега Богаева критиков явно не впечатлил. Зрители же реагировали по-разному: кто-то смеялся, кто-то еле сдерживался, чтобы не уйти. На протяжении всего спектакля возникало чувство неловкости сродни тому, когда в хорошей компании кто-то громко шутит, а никому не смешно.

Уходили и со спектакля «Луна и листопад» режиссера-постановщика Михаила Рабиновича (Академический русский драматический театр Республики Башкортостан). Он был настолько пропитан духом архаики, что в антракте многие с ухмылкой приверженцев «настоящего» театра «здесь и сейчас» подходили к гардеробу и протягивали номерки, но критики были уверены – «шедевр». «Мягкий, как вначале кажется, романтический спектакль оказывается в финале гораздо жестче, чем любой натуралистический», – говорила на обсуждении петербургский эксперт Оксана Кушляева. «Этот спектакль еще раз доказал, что любая система убедительна, если становится единым организмом», – написала в рецензии Ксения Аитова.

Не повезло и спектаклю «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина (Коми-Пермяцкий национальный драматический театр имени М. Горького). Этот спектакль за свое семилетнее существование собрал множество наград на различных фестивалях. Но Новокуйбышевск его не услышал. Виной тому – сцена. Спектакль режиссера Сергея Андреева – камерный, и оказаться на большой сцене для него равносильно катастрофе. Признаться, даже на пятом ряду партера трудно было расслышать диалоги актеров.

Хотя кто-то всё же расслышал. Многие в конце доставали платочки и утирали слезы: такой простой и родной спектакль. Он похож на фильм «Любовь и голуби», который ты уже и видел раз сто и смотришь сто первый – с глупой умильной улыбкой. Недаром «Любовь и голуби» и «Саня, Ваня, с ними Римас» вышли из-под пера одного драматурга.

Удачные эксперименты

Не нужно забывать, что «ПоМост» – и экспериментальная площадка.

На спектакль Государственного театра кукол Удмуртской республики «ПроЖить» по рассказам Андрея Платонова удалось попасть далеко не всем. Камерный зал не смог вместить всех желающих даже при условии, что спектакль шел два раза. Было страшно, как может быть страшно в детском театре. Дети, не отрываясь, следили за представлением. Но маленькие зрители в корове видели просто корову, в цветке – цветок, в пуговице – пуговицу; метафизический мир Андрея Платонова ускользал от них, и сюжет «ПроЖить» начинал казаться плоским.

Непонятым детьми остался и спектакль Андрея Опарина «Мальчиш-Кибальчиш» ижевского молодежного театра «Молодой человек». Артисты вначале пытались разговаривать с подростками на их языке, но когда они нашли контакт со зрителем и ребята в зале стали ассоциировать их с собой, даже немного поддразнивать, театр переключился на героически-пафосные образы. И зачастую драматические линии сюжета дети начинали воспринимать как фарс. Но попытка найти новый язык, соединить противоположные образы, актерская игра все равно оставили хорошие впечатления от спектакля.

Самые-самые

Самые ожидаемые гости фестиваля – знаменитый Балет Евгения Панфилова и легендарный «Коляда-театр».

Челябинский театр современного танца с одноактным балетом «Укрытие» и пермский Балет Евгения Панфилова с «БлокАдой» выступали на открытии «ПоМоста», в «Вечере современной хореографии».

Интервью худрук Балета Панфилова Сергей Райник давал перед репетицией в огромном пустом зале, где его нашли раскинувшегося на креслах, в темных очках при выключенном свете. Он долго позировал фотографам, много жестикулировал и практически каждый свой ответ начинал с фразы: «Это очень трудно объяснить без специальной терминологии».

Вечером зрители увидели мастера и на сцене, в первом ряду танцоров. Но он уже, кажется, немного тяжеловат для таких сложных рисунков. Видно, что сильно устает по сравнению со своими коллегами. В то же время представить спектакль без него – невозможно. Он еще из той труппы, которая работала с самим Панфиловым, знает этот спектакль лучше всех и восстанавливал его после долгого перерыва. «БлокАда» оказалась самым эмоциональным и драматичным спектаклем фестиваля. Возможно, в рассказах о войне слова уже излишни?

Совершенно другой предстала руководительница челябинской труппы Ольга Пона – не столько режиссер, сколько архитектор спектакля: изящная, внимательная, всегда вместе с танцорами из своей труппы, апеллировала в разговоре к метафорам и очень много говорила «не на диктофон».

«Коляда-театр» представлял свой спектакль в последний день фестиваля. Накануне весь пресс-центр шептался о приезде ведущего актера театра Олега Ягодина: «инопланетянин», «уникум», «гений». Потрепанная куртка, дешевые наушники, старые кроссовки трудно вязались с образом Заслуженного артиста РФ. Он говорил тихо, просто (сколько пафосных речей прозвучало за эти пять дней!), пару раз матернулся, как будто бы смущаясь. Было ощущение, что разговариваешь с ребенком. Удивительно, как актер сумел сохранить этот дух искренности и простоты. Когда он отвечал на вопросы, связанные с Николаем Колядой и его театром, то становился серьезным, вдумчивым, нотки уважения постоянно проскальзывали в его голосе. Когда разговор заходил о музыке, он перевоплощался: широко улыбался, доставал плеер, сыпал названиями групп и музыкальных стилей, он словно оживал.

А о привезенном на «ПоМост» спектакле «Фронтовичка» говорил эмоционально, словно хотел что-то доказать. Горевал, что спектакль непопулярный, так как автор Анна Батурина – ученица Коляды – пока еще не слишком медийное лицо и ходят на нее пока «не очень». Но уверял, что это один из самых лучших спектаклей «Коляда-театра».

Лучший он или не лучший, но то, что он стал украшением фестиваля и самым мощным его аккордом – точно. Простодушный и открытый спектакль, где веселье и ужас, комедия и трагедия стали одним целым.

Начало новых традиций

В этот раз на «ПоМосте» зрители могли познакомиться не только с хорошими спектаклями, но и с замечательными фильмами. Михаил Куперберг в рамках сотрудничества фестиваля с киноклубом «Ракурс» специально подобрал программу, включавшую как классику советского кинематографа, так и «иной взгляд» на войну современных зарубежных режиссеров. Эксперимент по работе «ПоМоста» с киноклубом «Ракурс» можно считать удачным, и хочется верить, что это начало традиции.

Доктор философских наук профессор Елена Бурлина организовала круглый стол по теме «Город как сцена». Но более всего она запомнилась гостям презентацией Unvergleichliche Zeit про Театрализованный музей Феликса Нуссбаума, где она долгое время работала.

Фестиваль меняется, разрастается новыми проектами, пробует различные форматы. Художественный руководитель Денис Бокурадзе уже полон идеями на следующий, восьмой «ПоМост». Возможно, каждый из экспертов фестиваля подготовит свою программу на день, подберет дневной и вечерний спектакли. Может быть, выступления вновь объединит общая тема. Пока это только идеи, но следующий фестиваль уже ждут – критики, режиссеры, актеры и, конечно же, зрители.

Ксения Гаранина

Фото Елены Прониной

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 8 (75) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий