События: ,

От отцов к детям

4 декабря 2018

В Самаре завершился VI Международный молодежный фестиваль спектаклей малых форм «Театромагия».

Этот удивительный проект, объединивший студентов театральных (и не только) вузов, любительские коллективы и профессионалов, в этом году решился на эксперимент, собрав внеконкурсную программу «Театр без границ». Кажется, едва ли не впервые в рамках масштабного самарского фестиваля удалось представить социальный театр: тут и инклюзивные спектакли с участием актеров с различными ментальными особенностями, и спектакли с подростками, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации, — всего шесть постановок из Самарской области, Перми и Ростова-на-Дону.

Фестиваль проходит ежегодно с 2012 года и только что был проведен в шестой раз. Для четырех фестивальных дней спектаклей было предостаточно: 30 (и почти стольким же театрам оргкомитету пришлось отказать ввиду нехватки фестивального времени). С утра до вечера в программе следовали друг за другом спектакли, так что можно было вообще не выходить за пределы СГИК, а просто перетекать из одной аудитории в другую.

Как и в предыдущие годы, программа оказалась насыщенной творческими встречами, обсуждениями, изданием фестивальной газеты и мастер-классами: по актерскому мастерству и сценическому движению — Марины Разночинцевой; по актерскому мастерству — Елены Кузиной («Метод Михаила Чехова: от упражнения к образу»); по сценическому движению — Вячеслава Белоусова; по сценической речи — Ирины Кабановой («Аутентичность — путь к себе»); по актерскому мастерству — Татьяны Вайнштейн («Шесть точек зрения») и Аркадия Каца («Встреча с классикой: что такое лабораторный подход к прочтению классики?»).

Однако тут важно не количество образовательных элементов в программе, а именно качество участия в них. Именно настоящая причастность к созданию особого пространства рождает эффект безусловного взаимного интереса и приятия, осознание подлинных творческих приращений. На «Театромагии» из года в год между профессионалами, любителями и студентами каким-то непостижимым образом сохраняется здоровая творческая атмосфера, уберегающая фестиваль от войны самолюбий.

Швейцария, Евпатория, Самара

В нынешнем году обладателем звания лауреата I степени в номинации «Профессиональный театр» стал самарский «УМЕСТНЫЙ ТЕАТР», который показал на фестивале минималистичный спектакль по пьесе Екатерины Мавроматис «Молоко». Это история молодой женщины Зои (Анастасия Карпинская). Она живет с мужем, который приносит домой пингвинов из зоопарка и неделями не может купить себе молока. Пингвинов нужно часто кормить, так что Зоя увольняется с прежней работы и устраивается психологом в школу по соседству с домом.

С этого момента в пьесе начинает происходить удивительное: Зоя сталкивается с детьми и взрослыми, которым не хватает любви, и у нее вдруг начинает идти молоко. Его так много, что Зоя не понимает: почему оно вдруг пошло, зачем ей столько? Но когда ее молоко случайно выпивает эксгибиционист-маммолог (Игорь Белоцерковский) и резко перестает бегать по лесу в одном плаще, становится понятно, почему и зачем. Зоя дает выпить молоко своему мужу Сереже (Юрий Телекало), Шурику — трудному подростку из школы, где она работает (Владислав Кричмарь), и остальным персонажам пьесы. Все они после этого обретают внутреннюю гармонию, избавляются от измучивших их странностей и переходят на новый уровень бытования в некоем космическом пространстве спектакля.

В группе лидеров фестиваля оказались также спектакли «Аз есмь тварь» «СТУДИИ 22» при МТЦ «Золотой ключик» (Евпатория), «А если завтра нет» Димитровградского театра драмы имени А. Н. Островского и постановка швейцарского хореографа Николь Селиер Un Acte Seriuex (Серьезный акт). Un Acte Seriuex — это совместный проект России и Швейцарии; остроумный спектакль о принципиальной невозможности воплотить искусство танца в словах. Хореограф Николь Селиер адаптирует свой перформанс под российских танцовщиков с расчетом на то, что танец непереводим и в нем обязательно должны участвовать носители языка. Кроме двоих танцовщиков, видеопроектора и скайпа, в спектакле задействованы зрители: у любого на «Серьезном акте» была возможность сыграть свою небольшую роль, так что это вполне интерактивный спектакль.

Любители от слова «любить»

Как театр, живущий вне обособляющих стен театральных академий, любительский театр особенно чуток к эстетическим и этическим запросам времени. Он осуществляет свой поиск на территории порой неизведанной и, делая это с разной степенью убедительности, все-таки удивляет своей смелостью и искренностью. Возможно, самыми яркими примерами таких поисков стали спектакли «В открытом море» Театра на Карамышевской имени А. Зарембовского (Москва), «Любовь и информация» экспериментального театра-студии ZipZap (Самара) по пьесе К. Черчилл и пластический спектакль «Прекрасная» психологического театра «Аффект» (Саратов). Хотя так или иначе все участники фестиваля ищут ответы на вопросы, каким должен быть сегодняшний театр, про что интересно говорить и кто сегодня тот самый герой времени.

На фестивале были и классика, и современная драматургия, и пьесы 1980–90-х годов. И успех, а чаще — неуспех спектакля был связан именно с выбором неудачного материала. Так вышло, скажем, с постановкой Сызранского колледжа искусств и культуры имени О. Н. Носцовой по пьесе А. Дударева «Не покидай меня», когда схематичная, неловко и грубо сколоченная драматургическая основа подвела пока еще не очень умелых артистов. А в иных спектаклях глубокий художественный текст хотя и был трудным для освоения, но порой возмещал вполне объяснимые сценические неточности.

Даже на фестивалях профессиональных театров редко бывает так много удач: из десяти спектаклей четыре стали лауреатами; кроме того, жюри отметило дипломами отдельные работы режиссеров, актеров, художников. Получился неоднородный подбор жанров и техник: как традиционный драматический, так и пластический театр, сторителлинг, вербатим и так далее.

Безграничный театр

Особое место в программе заняла тема инклюзивного театра. Не первый год организаторы «Театромагии» проводят круглый стол, посвященный проблемам адаптации спектаклей для людей с ограниченными возможностями здоровья. На этот раз удалось не только провести круглый стол и привезти отдельные спектакли, а даже собрать целую программу, представляющую социальный театр.

На пограничной территории между театром и помогающими, как сказали бы психологи, практиками в программе «Театромагии» расположились шесть спектаклей. Во внеконкурсной номинации «Театр без границ» оказался частый гость фестиваля, народный коллектив «МуравейНИК» из села Приволжье Самарской области со спектаклем «Я — Маугли» (по мотивам повести Редьярда Киплинга). Театр, созданный в 1992 году, инклюзивным был не всегда. С 2015 года «МуравейНИК» в рамках проекта «Мы — вместе!» привлекает к участию в спектаклях людей с физическими и ментальными особенностями или просто оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Театр-студия «Счастливый случай», созданный в областной психиатрической больнице, представил спектакль «Сельские жители» по мотивам рассказов В. Шукшина. Главный режиссер студии, актер Самарского академического театра драмы заслуженный артист России Олег Белов, маневрирует между созданием любительского спектакля и собственно реабилитационной работой.

Подростков и их проблемы представлял Учебный театр Пермского государственного института культуры. ПГИК привез подростковый спектакль «Ливия, 13» по пьесе швейцарского автора Кристине Риндеркнехт. Проблемы героев пьесы одинаковы для всех подростков, и неважно, откуда они — из России или Германии. Поиски настоящей дружбы и любви в условиях переходного возраста — тема вечная и универсальная. Артисты, занятые в спектакле, реконструируют историю взросления в мире, переполненном цифровыми возможностями, и предлагают зрителям-сверстникам (и младше) «подключиться к игре» напрямую.

***

Такие смотры студенческого, любительского, неофициального театра не просто интересны с точки зрения «а что еще есть, кроме серьезных городских театров», они аккумулируют вокруг себя живую творческую среду для людей с разным уровнем погружения в театр. «Театромагия» успешно справляется с этим не первый год, а еще служит флюгером студенческой (и не только) театральной жизни и фиксирует: жизнь кипит и бурлит, о чем говорит хотя бы количество полученных заявок.

Результаты конкурсной программы фестиваля «Театромагия-2018»

Номинация «Любительский театр»

Диплом лауреата I степени — спектакль «В открытом море» Театра на Карамышевской имени А. Зарембовского (Москва).

Диплом лауреата II степени — спектакль «Звериные истории с человеческим лицом» театра «Белый рафинад» (Тольятти).

Диплом лауреата III степени — спектакль «Потомок» Студенческого театра УлГТУ (Ульяновск).

Номинация «Профессиональный театр»

Диплом лауреата I степени — спектакль «Молоко» «Уместного театра» (Самара).

Диплом лауреата II степени — спектакль «Серьезный акт» (Совместный проект Россия/Швейцария; режиссер — Н. Селиер (Лозанна)

Диплом лауреата III степени:
спектакль «Аз есмь тварь» «Студии 22» при МТЦ «Золотой ключик» (Евпатория);
спектакль «А если завтра нет» Димитровградского театра драмы имени А. Н. Островского.

Номинация «Студенческий театр»

Диплом лауреата I степени — спектакль «Куклы» Учебного театра СГИК.

Диплом лауреата II степени — спектакль «Корабль дураков» Саратовского колледжа искусств и культуры.

Диплом лауреата III степени — спектакль «Они другие» Учебного театра СГИК.

Екатерина АВЕРЬЯНОВА

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 ноября 2018 года,
№№ 18 (147)

pNa

Оставьте комментарий