В третий раз Самара принимает «Волжские театральные сезоны». С 24 по 30 апреля 17 театров покажут свое искусство на единственном в провинциальной России фестивале, где представлены все жанры театрального искусства.
Об особенностях предстоящего события – а это, безусловно, событие: и по составу участников, и по размаху, и по афише, составленной исключительно из классических сочинений, – мы беседуем с секретарем Союза театральных деятелей России, председателем Самарского отделения СТД заслуженным артистом РФ Владимиром Гальченко.
– Владимир Александрович, сезоны – «Волжские», а в афише – и Новосибирск, и Вологда, и Ростов-на-Дону…
– Но мы же принимаем все эти коллективы на волжской земле. Хотя вы не первый, кто отмечает некоторую схожесть названий этого фестиваля и фестиваля муниципальных театров Приволжского федерального округа – «Волга театральная». Будем думать над этим. (Улыбается.) Хорошо, когда первая проблема – в названии.
– Это к слову. Афиша – глаз радуется. Как вам удалось заполучить и ведущие московские театры, и интересные постановки из провинции?
– Это наша общая с центральным правлением СТД заслуга. Фестиваль, обращенный к мировой классике, зарекомендовал себя и получил статус всероссийского. При этом по решению секретариата СТД России победитель «Волжских театральных сезонов» со следующего года автоматически попадает в шорт-лист национальной театральной премии. Так что театры и сами предлагали взять спектакли в программу нашего фестиваля.
– А все-таки кто составлял фестивальную афишу?
– В случае с самарскими театрами мы руководствовались решением их дирекций. Совместно с ними решали, какие из спектаклей будут показаны. Единственные ограничения – спектакль должен быть не старше трех лет и в его основе должно лежать классическое сочинение. С иногородними театрами нам помогла отборочная комиссия «Золотой Маски».
– Кто будет работать в жюри?
– Жюри – московское. Его возглавляет хорошо известная самарцам Наталья Старосельская, театральный и литературный критик, главный редактор журналов «Страстной бульвар, 10» и «Иные берега», учрежденных СТД.
– Без самарских критиков? Насколько я помню, первая отборочная комиссия и жюри были с их участием.
– К сожалению, секция театральной критики при Самарском отделении СТД фактически не работает. За последние пять лет она собиралась всего три раза. И на отчетно-выборной конференции, которая намечена на 22 февраля, мне придется, видимо, объявить о прекращении ее работы. В участии же москвичей нет ничего из ряда вон выходящего: фестиваль-то всероссийский.
– Давайте чуть подробнее поговорим о фестивальных спектаклях. Опера, балет, драма, куклы…
– Всего 18 спектаклей. Из них 6 – самарские. Представлены все государственные театры.
– А муниципальные?
– У них есть свой ежегодный фестиваль.
– Смотрите, лучший спектакль «Волжских театральных сезонов» автоматически попадает на «Золотую Маску». А почему бы театр, представивший лучший спектакль на «Волге театральной», не пригласить на «Сезоны»?
– Может быть. Не всё сразу. Так вот. Академический театр оперы и балета представляет балет «Дама пик» в хореографии Кирилла Шморгонера на музыку Александра Чайковского, использовавшего, в свою очередь, музыкальные образы оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама». Вместе с ним балетную программу составят «Гамлет» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Алексея Фадеечева, в прошлом – премьера и художественного руководителя балета Большого театра; и «1001 ночь» Фикрета Амирова в хореографии петербуржца Давида Авдыша.
Если на прошлом фестивале в оперной программе фестиваля были как гранд-постановки, так и камерные спектакли, в этом году нам удалось собрать три камерных спектакля. Хозяева покажут совсем новую постановку – «Медведь» С. Кортеса. «Альцину, или Волшебный остров» Г. Ф. Генделя в постановке Георгия Исаакяна представит Академический детский музыкальный театр имени Н. Сац, а оперу «Белые ночи» Евгения Кармазина, созданную по мотивам произведений Ф. Достоевского, – Театр современной оперы из Екатеринбурга.
В программе драматических спектаклей – горьковские «Варвары» академического театра драмы имени М. Горького и «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери в постановке Михаила Кислярова и СамАрта. Кроме них – «Ревизор» в постановке новосибирского театра драмы. Это, кстати, единственный театр из другой территории, который второй раз подряд участвует в фестивале: исключение сделано потому, что новосибирцы – победители предыдущего фестиваля. «Мцыри» в постановке легендарной «Школы современного искусства», созданной Анатолием Васильевым. «Горе от ума» в постановке Юрия Бурэ и Курского драматического театра имени Пушкина. «Наш городок» Торнтона Уайлдера Молодежного театра на Фонтанке в постановке Семена Спивака. «Обыкновенная история» Ивана Гончарова в инсценировке Виктора Розова, поставленная новым худруком московского театра «Сфера» Александром Коршуновым. И «Анна Каренина» Анжелики Холиной и Академического театра имени Вахтангова.
И, наконец, театры кукол. Тоже два самарских спектакля – «Малыш и Карлсон» областного театра кукол и «Ай да щука» театра «Актерский дом». Рязанский театр кукол покажет «Снился мне сад в подвенечном уборе» по произведениям Чехова, а вологодский «Теремок» – «Как вам это понравится?» У. Шекспира.
– Фестиваль в этом году, как и всегда, конкурсный?
– Да. 20 номинаций. Причем жюри наделено правом сочинять формулировки части номинаций. Это не касается Гран-при, приза за лучшую женскую роль имени Веры Александровны Ершовой. Но кто знает, какие нас ждут неожиданности. Однако не все спектакли конкурсные. СамАрт не участвует в конкурсной программе.
– ???
– «Вину из одуванчиков» уже больше десяти лет. Мы с директором театра Сергеем Соколовым долго искали спектакль, соответствующий условиям фестиваля. И не нашли.
– А «Неточка Незванова»?
– Спектакль называется «Жизнь артиста». Его автор – петербуржский театральный критик Валерий Семеновский, и от текста Достоевского практически ничего не осталось. Такова позиция театра, и мне не удалось их переубедить. Но и вовсе отказаться от участия в «Сезонах» самого фестивального самарского театра мы тоже не имели права. Пошли на компромисс: заслуженный спектакль и вне конкурса.
– Какова деловая часть фестиваля?
– Ежеутренние «разборы полетов». Если приедет Римас Туминас – будет мастер-класс. Вечером клубная программа, а 27-го – «Ночь театрального капустника».
– Афиша фестиваля окончательная?
– Во-первых, боюсь сглазить. Но у нас надежные партнеры. СТД России взял на себя все расходы, связанные с работой жюри, а правительство Самарской области в лице министерства культуры – проезд и проживание участников фестиваля. Провоз декораций театры-участники берут на себя. Во-вторых, самарские театры теоретически еще могут произвести замены заявленных спектаклей.
– Спасибо за очень подробный и содержательный рассказ. Удачи. И до встречи на торжественном открытии фестиваля – 24 апреля в 18:30 в академическом театре оперы и балета.
Беседовал Виктор Долонько
Фото предоставлено дирекцией фестиваля
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год