События: ,

Широкоугольный «Самарский взгляд»

22 февраля 2015

Ситуация в СлавянскеЖюри «Самарского взгляда» под руководством московского фотографа Владимира Вяткина долго отбирало лучших. И если мнение жюри по поводу победителей и расходилось, то уверенность, что эта выставка за все время существования конкурса самая сильная, – едина. Географические рамки конкурса расширились, уровень материала качественно вырос.

Тень фотографа на квадратной крышке люка с красной точкой посередине. Эта фотография под названием «Лабиринт» получила первый приз в номинации «Другая реальность». Возможно, именно она лучше всего отражает настроение всей выставки «Самарский взгляд – 2014» и даже основные концепции современного фотоискусства в целом.

izVkCAYaVec

Владимир Вяткин, фотокорреспондент МИА «Россия сегодня», шестикратный призер международного конкурса World Press Photo и один из самых авторитетных фотожурналистов России:

Фотография может быть несложной, одноплановой, в ней может отсутствовать многослойность, нагнетаемость, но обязательно должна быть идея. XXI век – век интеллектуальной фотографии, поэтому сегодня ценен не тот фотограф, который снимает лучше, а тот, кто снимает умнее.

Hrekov-Transformatsiya-07102«Другая реальность». 1 место:  «Лабиринт» Алексей Хреков  (Москва)

В век философичности, языка знаков, символов, этот снимок [«Лабиринт». – К. Г.] не случайно становится первым: образец интеллектуальной фотографии. «Черный квадрат» Малевича, но более усложненный. Жюри было понятно, что этот снимок не мог снять 20-летний парень, который поймал этот момент случайно, по чьей-нибудь подсказке. Фото сделал мудрец, и снимок – самый сложный из всех. Вся философия, образ и смысл жизни – этот витиеватый люк, красный цвет, иероглифы. В китайском языке иероглиф «кризис» одновременно означает «возможность», так вот, этот люк как раз и есть возможность, но не спуститься в этот кризис, а выйти из него.

О человеческих судьбах, а не о политике

«В такое время такая вот получилась выставка. Это заставляет нас задуматься, переосмыслить многое. Это заставляет нас по-другому смотреть на жизнь и идти вперед», – сказал на открытии выставки один из организаторов конкурса.

Заходишь на выставку – попадаешь в лабиринт. Война. С одной стороны серия Валерия Мельникова «Черные дни Украины», с другой – «Плен» Михаила Петрова, напротив – особая стена с работами погибшего на Украине фотокорреспондента Андрея Стенина.

Ситуация в Славянске

Фотография из серии «Хроника жизни мятежного Донбасса», Андрей Стенин (Москва)

Вне конкурса на выставке представлены работы московского фотокорреспондента Андрея Стенина, погибшего в августе 2014 года на Украине. Его посмертно наградили орденом Мужества – за героизм при исполнении профессионального долга. Информационное агентство «Россия сегодня» специально для авторской экспозиции предоставило фоторепортаж с Украины. Отбором и систематизацией снимков занимались фоторедактор агентства Екатерина Новикова и Владимир Вяткин. Работа по отбору снимков длилась три месяца. Было просмотрено более четырех тысяч его снимков и отобраны лучшие. В итоге в Самаре зрители первыми могут увидеть выставку Стенина, где представлены серии «Хроника из жизни мятежного Донбасса», «Майдан – пылающая стихия безрассудства», «Майдан – территория экологического бедствия». «Работы Стенина имеют особенное значение в неоценимом хроникально-историческом архиве новейшей истории», – считают организаторы выставки.

Ситуация в Киеве

Фотография из серии «Майдан пылающая стихия безрассудства», Андрей Стенин (Москва)

Фотография всегда была и будет актуальным искусством, отражающим значимость настоящего момента. Поэтому обойти и не сделать центральными самые важные для современного фотокорреспондента темы было бы преступлением против самой философии фотографии.

Владимир Вяткин:

Современная фотография – это недоговоренность, недосказанность, «чеховские» подводные течения: большие вопросительные знаки, когда кто-то вырубает вишневый сад. Мы не можем нашими снимками вершить исторический процесс, проблемы войны и мира, менять экологические процессы, спорить с политической ситуацией, но мы можем нашими изобразительными, смысловыми, визуальными средствами обозначить их. И это немало.

Председатель Союза журналистов Самарской области Ирина Цветкова вместе со словами благодарности жюри конкурса и Владимиру Вяткину отдельно отметила особую значимость роли фотографа в современном мире: «Когда мы вручали диплом Андрея Стенина, у Владимира Юрьевича Вяткина были слезы на глазах: он знает, что такое война. Он 28 раз был в Чечне. Был на 11 войнах. Вот что такое фотокорреспондент в наше время. Это не только красота природы, мир, но, к сожалению, еще и война».

Volkov-Lyubov-na-barrikadah-04905

Лучшая художественная фотография года: «Любовь на баррикадах», Павел Волков (Москва).

 

Снимки на главные премии «Самарского взгляда» были сделаны на Украине. В некоторых есть надежда, есть жизнь, в некоторых – только огонь, страх и разрушение. Есть фотографии, которые необходимы как исторический контекст жизни.

«Не пытайтесь привязывать эти фотографии к чему-то. В них – о человеческих чувствах, о человеческих судьбах», – говорит Владимир Вяткин о сериях, посвященных трагедии войны.

Музыка снимка

Первый поворот в лабиринте выставки. С другой стороны стены́, где размещены военные фотографии, основная коллекция серий из номинации «Люди и повседневная жизнь». По словам членов жюри, в этом году борьба в этой номинации была серьезной. Интересно, что большинство снимков здесь – черно-белые.

На фотографии пожилая пара. Жена с усталыми глазами безвольно лежит, вымотанная жизнью, а рядом муж сосредоточенно перебирает клавиши на аккордеоне. Они не смотрят друг на друга, не смотрят на фотографа, каждый смотрит куда-то в пустоту, возможно в прошлое, и погружается в дымку воспоминаний. Первое место в номинации «Люди и повседневная жизнь» – фотография Марины Кейлиной «Музыка для любимой». На этом снимке действительно звучит музыка, и каждый зритель может ее услышать. Это длинные тягучие ноты, которые резко сменяют друг друга, словно погружая слушателя куда-то глубоко.

Умение таким образом синтезировать сразу несколько видов искусства – высший пилотаж в фотографии.

Kejlina-Muzyka-dlya-lyubimoj-10508

«Люди и повседневная жизнь». 1 место: Марина Кейлина  (Кинель) «Музыка для любимой»
Владимир Вяткин:

Музыка, фотография, живопись – это, прежде всего, искусство шифрования. Великолепными шифровальщиками были Дмитрий Шостакович, Йоханнес Брамс, Иоганн Штраус. Для меня современная фотожурналистика, современная фотография – не просто реалистическое искусство, не просто документальная хроника, для меня это искусство недосказанности. В XXI веке фотография – это мастерство не «фотканья», а размышления. Хватит доказывать нам, профессионалам, что мы умеем фотографировать, давайте доказывать, что мы умеем говорить на языке фотографии. Мыслить и философствовать языком фотографии.

Музыка может быть спрятана в каждом снимке. И, по словам Вяткина, самые страшные снимки – те, где отчетливо слышится тишина: «Я снимаю очень давно такую сложную для меня тему – музыку войны. В этой музыке знаете что самое страшное? Тишина. Тишина очень опасна на войне. Вроде бы так красиво – синее небо, все журчит, солнышко, а в этой тишине один как будто бы глухой щелчок, и человека нет…».

Уже видел

Второе место в номинации «Люди и повседневная жизнь» принадлежит Николаю Муханову с серией «Ящик Пандоры». Полуобнаженные спящие детские тела, с геометрической дотошностью уложенные в картонные коробки, и где-то рядом обязательно возникает портрет тирана, террориста или политического лидера (кто как принимает историю) – Сталина, Ленина, Гитлера, Усамы бен Ладена.

На фотографии с портретом Ленина в зеркале отражается Николай II. Этот портрет держит стоящая на коленях женщина, глаза которой прикрывают детские ладони. На первое место этой серии помешал взойти… лаконизм.

025014«Люди и повседневная жизнь». 2 место: Николай Муханов (Самара)  серия «Ящик Пандоры».

Владимир Вяткин:

Я видел то, что вы решили в пяти снимках, – в одном. Я смотрел и думал, что точно отдал бы первое место вам, если бы не тот старый снимок. В Ираке на складе музея – портреты Сталина, Ленина, вверх ногами висят изображения Саддама Хусейна и Мао Цзэдуна. На фоне этого исторического безумия обкуренные дети. Этот снимок был сделан 16-летним парнишкой, притом совершенно случайно. Вы оригинально мыслите. Вы замечательный технарь. Вы умеете свои мысли выкладывать в серии. Но у этой серии нет развития. Умейте все ваши образы сводить в одну фотографию. Это вершина, к ней необходимо стремиться. Многослойность? Безусловно! Но лаконизм и изобразительный минимализм подразумевают глубину и философичность мышления.

Рефлексы против интеллекта

Дальше по лабиринту – коллекция фоторабот на тему «Город». Здесь наравне с номинацией «Другая реальность» много ярких контрастных цветов. Очень эмоциональную фотографию сделал самарский фотограф Артем Симаков. В одном снимке – история целой жизни. Вокруг стройка. На старом облупившемся фасаде здания высотой в пять этажей трафарет – черный контур мальчика в кепке, застывшего в прыжке на скейте. Рядом скучающий парнишка в похожей кепке в инвалидном кресле.

Simakov-U-kazhdogo-svoi-prepyatstviya-04202

«Город». 3 место: Артем Симаков (Самара) «У каждого свои препятствия».

По мнению жюри, очень удачный снимок, обычно подобный эффект достигается при помощи монтажа нескольких образов, но тут пойман тот самый «момент». Когда фотоаппараты и стекла к ним весили очень много, а пленка стоила дорого (фотопленку и сегодня можно рассматривать как роскошь), перед каждым снимком автор долго готовил композицию. Некоторые мастера неделями приходили на одно и то же место в ожидании того самого «момента»: дождя, тумана, определенного света, необходимой истории. Сегодня, когда за минуту можно делать тысячу снимков, а в следующую – все эти снимки стереть, искусство фотографии порой становится рефлексивным, подверженным секундным эмоциям, а не разуму.

Владимир Вяткин:

Фотография – это скорее вопрос, а не восклицательный знак. Когда ван Гога спросили, что такое живопись, он ответил: это внутреннее состояние, переживание автора, мысли, чувства, выраженные через умения живописца. Фотография – то же самое. К Сальвадору Дали я отношусь неоднозначно, но признаю правоту его слов: «Я никогда не видел то, что видели все, и всегда видел то, чего не видел никто». Вот формула успеха фотографии XXI века.

Надо изучать Волгу

После серии «Город» предстают работы участников в номинации «Природа». Серия Николая Цветкова «В парке» демонстрирует мастерство фотографа. Пейзажи здесь благодаря свету кажутся «хрустальными». Пепельные цвета и контрастный свет заставляют долго любоваться снимками.

Интересно, что на вопрос «Что отличает самарский взгляд от любого другого?» и самарский фотограф, один из членов жюри конкурса Юрий Стрелец, и Владимир Вяткин ответили сразу, не задумываясь: Волга. Великую русскую реку нужно изучать – исторически, географически, и в рамках этого изучения великолепное средство – фотография.

Kirillov-Staryj-prichal-02004«Другая реальность». 2 место: Виктор Кириллов  (Курумоч) «Старый причал».

Борьба мистики и реализма

За «Природой» следует «красная точка» – «Другая реальность». Одно изображение накладывается на другое, качели кружатся по звездному небу, рисунок с афиши как будто беседует с настоящим человеком, вода искажает прошлое, а фотография превращается в живописную картину. Мистификация. Фотохудожники, вооружившись принципом «вижу, чего другие не видят», пытались представить свой взгляд на мир.

Владимир Вяткин:

Выразить свое отношение к жизни, к своему веку, к тому, что происходит в культуре, в литературе, в живописи, через изобразительный минимализм. Это самое сложное: он подразумевает глубокую философичность мышления. Когда я сам до этого дорылся, стал смотреть на мир немного другими глазами. Интересно не то, что легко «читаемо», а то, где важны маленькие нюансы, где не нужно показывать и говорить в лоб, где используется язык метафор. Хотя есть снимки, которые как раз намного дороже за счет своей легкой «прочитываемости». Они понятны человеку с любым образованием, любым мировоззрением, любым жизненным опытом. Для меня фотография – это мистификация жизни, и в то же время с этой мистикой и мистификацией нужно бороться изобразительным реализмом. Когда мистика борется с реализмом, это и есть искусство. Для меня это борьба с самим собой.

Коварность лабиринта

Лабиринт выставки коварен тем, что, начиная с центра – военных фотографий, победителей главных премий, пройдя сквозь повседневную жизнь, город, природу, другую реальность, снова возвращаешься к войне – работы в номинации «События». Снова к Украине.

Приз в номинации «События» – один из самых почетных для фотографов и самый почетный для фотокорреспондентов. Найти в шумящем, воюющем, страдающем, безумном мире строго выверенную композицию, где один пойманный в объектив момент расскажет больше многих слов и останется неопровержимым документом в истории.

Паводок в Алтайском крае«События». 2 место: Александр Кряжев, из серии «Алтайское наводнение».

На этот раз первое место занял самарский фотограф Михаил Петров за серию «Плен», а второе – Александр Кряжев из Новосибирска с очень интересными фотографиями «Алтайское наводнение». Удивительное спокойствие и обыденность происходящего. Привыкание к бедствию. Человеческая трагедия и спокойная естественность природы.

***

«Самарский взгляд» в этом году направлен далеко не в сторону Самары. Интересная противоречивая выставка современных фотографов, совсем не провинциального уровня. Если применять к выставке «символы, метафоры, язык знаков», то лучше всего назвать ее «широкоугольной». Приближаем то, на чем фокусируемся.

Владимир Вяткин:

Фотография – это спорт. Не участвовать в конкурсах фотографии нельзя. Вы не развиваетесь, не становитесь лучше, не реализуете свой потенциал. Учиться в одиночку нельзя. Учиться надо друг у друга. Ни один учитель вас не научит фотографировать. Можно научить композиции, съемкам моды, натюрморта, но не фотожурналистике. Это от Бога. Необходимо научиться мыслить и говорить на языке фотографии. Фотожурналистика – это не профессия, а стиль жизни. И с этим стилем жизни надо тоже учиться жить. Ведь в собственной семье выжить с фотоаппаратом иногда сложнее, чем на войне.

В мае прошлого года умер Андрей Иванович Баскаков, председатель Союза фотохудожников России. Он много вкладывал сил в развитие и совершенствование проекта «Самарский взгляд», три года возглавлял жюри конкурса. В память и с благодарностью в следующем году одна из номинаций «Самарского взгляда» будет именной – имени Андрея Баскакова.

Самарская областная организация Союза журналистов России благодарит за оказанную поддержку партнеров мероприятия: галерею «Новое пространство» Самарской областной универсальной научной библиотеки, национальный парк «Самарская Лука», филиал ООО «Нестле Россия» в Самаре (кондитерское объединение «Россия»), Самарский булочно-кондитерский комбинат, телеканал «Самара – ГИС», Самарское областное отделение Союза фотохудожников России, аппарат уполномоченного по правам человека в Самарской области, самарский музей фотографии «Фото-История», ООО «Мир воды».

Ксения Гаранина

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 3(70) за 2015 год

pNa

Оставьте комментарий