Ностальгия. Слово такое красивое, так и перекатывается во рту и звучит так музыкально. Это такая сладкая печаль по чему-то бывшему, прошедшему, но такому дорогому. Никогда не слышала, чтобы ностальгией человек мучился, вспоминая нечто страшное, неприятное. И вообще, человеку приятнее вспоминать то хорошее, что происходило с ним, в его жизни. А иногда и то, что было не в его жизни и не с ним.
Алексей Арбузов – один из самых плодовитых и популярных драматургов советской эпохи. Он написал тридцать три пьесы и несколько киносценариев, в основном по своим же пьесам. Причем пьесы его шли по всей стране, и не один год, а вот фильмы не очень получались и быстро сходили с экрана, хотя «кино – важнейшее из всех искусств».
Алексей Николаевич очень театральный мастер, познавший законы сцены, именно сцены, ногами, руками, глазами, то есть всеми частями и чувствами тела, разума, души. Еще бы, такая школа: Гайдебуров, Мейерхольд, Гарин, Плучек. Он и пьесы-то начал писать, потому что театральные коллективы, в создании которых он принимал активное участие, нуждались в текстах, сценариях и в пьесах, наконец.
Одна из первых известных его пьес «Город на заре» создавалась в предвоенный 1939 год в студии, которая так и осталась в истории театра как «Арбузовская». В этом же году он написал, может быть, самую лучшую, самую долгоживущую, ставшую классикой пьесу – «Таня». Она сделала Арбузова знаменитым и очень востребованным, «афишным» драматургом. Она уже поставлена тысячу раз (не сыграна – поставлена).
Не было в Советском Союзе театра, не ставящего арбузовские пьесы, как только они появлялись. Его «Иркутская история» (1959) прошла во всех театрах страны, переложена на музыку и на балетный язык, переведена на сотни языков мира. Его пьесы громко и сочно выражали гражданский пафос строительства нового мира, но привлекали интересными, нестандартными характерами. Однако к началу 70-х годов он отказывается от восславления строительства коммунизма и обращается к созданию социальных сказок. Одну из пьес этого периода он так и назвал: «Сказки старого Арбата» (1970). Самой «сказочной» пьесой, пожалуй, можно назвать «Старомодную комедию» (1975).
Эти пьесы населяют чудаки, вернее, чу́дные люди. Люди, которых уже редко можно было встретить тогда, но которых он, Арбузов Алексей Николаевич, родившийся до революции в дворянской, да еще с примесью французской крови семье, еще помнил. Помнил и сладостно тосковал по этим людям. Вот вам и ностальгия. Не случайно его герои, как правило, живут «В этом милом старом доме» (1972). Не случайно герои «Старомодной комедии» встречаются в Риге, городе, который так и не стал советским, а для многих советских людей остался «заграницей».
Уже тогда, в 70-е годы, эти арбузовские сказки были пропитаны ностальгией по невероятно тонким, добрым, дивным отношениям человеков: мужчины и женщины. Людей, сохраняющим до старости детскую наивность и чистоту, беззащитных, но таких стойких. А что уж говорить о сегодняшней жизни, о ныне царящих отношениях людей, когда мы скорее оцениваем друг друга. Поэтому появление ныне на сцене «Старомодной комедии» можно назвать ностальгией по ностальгии, «двойным ретро».
Театр «Диалог» (российско-датский проект) сыграл в Самаре «Старомодную комедию» три раза на трех разных сценах, каждая из которых имеет своего «прикормленного» зрителя, и каждый раз им кричали «браво». Здесь соединилось многое: и та самая сладкая тоска по милым старым временам, когда еще как бы существовали такие люди: и такие «высокие» отношения; и уважение к иностранному партнерству, всегда присущее русскому человеку; и прекрасный, наполненный тонким юмором текст; и такая робкая, но явная надежда на то, что все еще будет хорошо; и милые, но такие свои, узнаваемые герои в исполнении Татьяны Дербеневой и Алексея Якиманского.
Они странно встретились в этом спектакле, так же, как и их герои. Она – бывшая актриса знаменитого театра «Ленком», давно живущая в Копенгагене, где и создала театр «Диалог» при Центре русской культуры. Он – создатель и бывший руководитель знаменитого у нас театра-студии «Сад» (Похвистнево) с более чем двадцатилетней историей, а ныне артист самарского театра «Камерная сцена». Объединила их заведующая одним из кабинетов центрального отделения Союза театральных деятелей России Алла Зорина. Поэтому совершенно естественно, что одной из гастрольных площадок стала сцена театра «Камерная сцена», другой – театр «Самарская площадь», а третьей – Дом актера.
Они сыграли историю о двух неудачниках, которые смогли нам внушить, что будущее есть, – есть у них, а значит, и у каждого из нас. Прелесть этой пары в том, что они абсолютно похожи на нас, в них нет ничего сверхъестественного, нет особого шарма, нет некоей артистической царственности.
Необходимо обмолвиться о том, что мы все, собравшиеся в театральных залах, хорошо помним легендарный спектакль нашей драмы со звездной парой народных артистов: Верой Ершовой и Михаилом Лазаревым. Казалось, любое сравнение будет заведомо не в пользу нынешних. Но изменилось время, и, опять напоминаю, тоска по таким отношениям стала во много раз крупнее и пронзительнее.
В этой паре гражданки Жердер и Родиона Николаевича есть тихая прелесть простых, не очень молодых, не очень удачливых и не очень счастливых людей, таких ныне принято называть лузерами. И это несмотря на то, что Родион Николаевич – главный врач некоего рижского санатория, что само по себе носит абсолютно сказочный, несбыточный характер, ведь Рига сегодня – столица совсем другого, не очень дружественного государства. Они очень одиноки, но они сумели разглядеть друг друга, а значит, у них есть будущее. Хочется верить, что и у каждого из нас оно есть. Впрочем, в спектакле это звучит скорее как вопрос, а не утверждение.
Театр «Диалог» (российско-датский проект)
Алексей Арбузов
Старомодная комедия
Режиссер – Алла Зорина (Москва)
Актеры: Татьяна Дербенева (Копенгаген), Алексей Якиманский (Самара)
Галина ТОРУНОВА
Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей России.
Фото Тамары ВОРОБЬЕВОЙ
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год