Наследие: ,

Слушаем вместе: Густав Малер в интерпретации Рикардо Шайи. Видео фестиваля в Люцерне 2016

19 октября 2016

beethoven_nur-chailly_4c

 

Немного перефразируя восклицание известного литературного персонажа, зададимся вопросом: есть правда на земле? Оказавшись (хотя и виртуально) на летнем Люцернском фестивале 2016 года, смело скажем: есть!

С нынешнего года подписан пятилетний контракт с маэстро Рикардо Шайи (Riccardo Chailly). Достойнейший преемник великого Клаудио Аббадо возглавил Фестивальный симфонический оркестр.

Фестиваль проводится в швейцарском Люцерне ежегодно с 1938 года на средства нескольких частных фондов. Первым художественным руководителем фестивального оркестра стал А. Тосканини. До 2014 года на протяжении многих лет фестивалем руководил К. Аббадо.

Рикардо Шайи (1953) первоначально учился музыке у отца, композитора Лучано Шайи, затем в консерваториях Перуджи и Сиены. Завершил образование в Милане и уже в двадцать лет стал ассистентом Клаудио Аббадо в «Ла Скала». Сегодня у одного из самых успешных оперных и симфонических дирижеров огромный опыт работы с лучшими симфоническими коллективами мира в качестве художественного руководителя или главного приглашенного дирижера (Лондонский филармонический, амстердамский «Концертгебау», лейпцигский «Гевандхауз»). Дирижер владеет огромным репертуаром от «Страстей» И. С. Баха до полных симфонических циклов Густава Малера и Антона Брукнера, от бетховенских фортепианных концертов до музыкальных опусов XX века. Произведения Дьёрдя Лигети и Лучано Берио, Александра Мосолова и Тору Такемицу, Альфреда Шнитке и Георга Фридриха Хааса входят в орбиту художественных предпочтений Рикардо Шайи.

К музыке Густава Малера у итальянского дирижера особое отношение. Еще в 1995 году он организовал и провел в Амстердаме малеровский фестиваль с исполнением всех симфоний великого австрийского композитора. Так было отмечено столетие первого исполнения музыки Малера в зале «Концертгебау».

Исполнением Восьмой симфонии Густава Малера открылся летний Люцернский фестиваль 2016 года. Гигантское симфоническое полотно (полтора часа чистого звучания) для восьми солистов, большого оркестра, органа, двух смешанных хоров и капеллы мальчиков. «Симфонией тысячи участников» окрестили критики произведение более ста лет назад. Мюнхенская премьера 1910 года стала подлинным триумфом композитора. Впервые не было непонимающей публики, не было критических или язвительных отзывов. Все единодушно и с восторгом приняли новую по существу и воплощению музыку. Композитор и сам понимал, что создал нечто небывалое. Он писал одному из своих адресатов: «Представьте себе, что Вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты».

В интерпретации Рикардо Шайи симфония, несмотря на гигантский состав исполнителей, звучит удивительно прозрачно, в ней обнаруживается множество тонких и тихих звучностей. Сольные группы инструментов, солисты-певцы и солисты-инструменталисты звучат рельефно и чрезвычайно выразительно. Мощь четверного состава оркестра и трех хоров с органом уподобляется уверенной и спокойной силе Природы, кульминации буквально исторгают слушателя с Земли, увлекают за ее пределы, как бы открывают безбрежные просторы Вселенной.

 Дмитрий Дятлов 

Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 17 (105) за 2016 год

  • 9
    Поделились

Оставьте комментарий