Не просто в Доме актера, а в наиболее консервативной его части – библиотеке – собрались режиссеры, критики и драматурги, чтобы рассказать самарцам о современном театре. В окружении реликвий, ставших частью истории подмостков – медалей, оружия и деталей костюмов, – шел разговор о самых передовых тенденциях мировой и российской сцены.
Организатор фестиваля «ПЕРВЫЙ ДРАФТ + РЕМАРКА» тольяттинский драматург Сергей Давыдов осуществил проект на деньги гранта, полученного на форуме «iВолга»: «К сожалению, на профессиональной сцене Самары практически невозможно увидеть «молодую» пьесу, современную по духу и форме. Мы понимаем, что театр – это уникальное общественное явление и форма живого, актуального искусства, возможности и функции которого неуклонно расширяются. Популяризация новой драматургии, развитие и интеграция молодых авторов в пространство профессионального театра – наша главная цель».
Московский театральный критик и журналист, арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка», эксперт фестиваля «Золотая Маска» Анна Банасюкевич провела для собравшихся виртуальную экскурсию по современному западному театру.
Существующие на грани социальных проектов, перформансов и психологических тренингов, эти инициативы вызывают вопросы: можно ли назвать их театром? На что Анна Банасюкевич дает однозначный ответ: «Все, что называют спектаклем, им и является».
Своеобразные экскурсии по Санкт-Петербургу и Москве в специальных наушниках, которые помогают перестроить взаимоотношения с городом; дискуссии в компании незнакомых людей об истории Евросоюза и собственных доходах; зачитывание вслух самими зрителями отрывков из материалов о Второй мировой войне; спонтанные движения непрофессиональных танцоров, выстраивающиеся в некий хореографический рисунок, – и многое-многое другое… Все это диковинные «приемы» нужны современным театральным деятелям для того, чтобы в сознании публики происходила небольшая революция – переворот в разуме. Спектакль – это то, что складывается в голове у зрителя.
Рассказ о современном театре в провинциальном городе – как книжный клуб, в котором книгу прочитал только один из собравшихся, а остальные не увидят ее вживую никогда. Для того чтобы жители Самары тоже могли нечто подобное «почитать», Сергей Давыдов и задумал фестиваль «Первый драфт + Ремарка». Насколько он оказался эффективен, судить сложно. Однако тот факт, что на нем не присутствовали представители театров (кроме «Уместного театра», который и так регулярно проводит читки современных пьес), оптимизма не прибавил.
Следующим оратором стал Олег Липовецкий – режиссер, художественный руководитель международного драматургического конкурса «Ремарка», член экспертного совета фестиваля «Любимовка». Он на пальцах объяснил собравшимся, как делать независимые театральные проекты: «Если вы открываете ИП, то у вас есть фиксированный платеж, а если ООО…» На всем продолжении мастер-класса несколько раз возникало ощущение, что это курсы начинающих бизнесменов или бухгалтеров. А почему, собственно говоря, художник… нет, даже вот так: Художник (!) – обязан знать про особенности налогового обложения при разных формах собственности? А потому, что в наше время никто ничего никому не должен. Если хотите сделать спектакль/фестиваль/театр – шевелитесь. Гранты, спонсоры – Олег Липовецкий рассказывал о разных способах получения средств на проекты и подводных камнях, подстерегающих на пути.
Будучи обвиненным в цинизме (например, для получения средств был вынужден отбирать фотографии детей, «под которых» точно дадут деньги), Олег Липовецкий спросил: «Ну а как?» И действительно. Можно шарахаться от подобных способов создания инициативы со словами: «Это кощунственно!» А можно сделать проект и собирать средства на лечение.
На следующий день драматург Люба Стрижак рассказала о том, как ее профессия связана с социальным театром, а ее коллега и режиссер Андрей Стадников поведал, как театр взаимодействует с реальностью.
Возвращаясь к Самаре. Читки современных пьес, которые вошли в шорт-лист «Ремарки» этого года, провели силами студентов института культуры. Это позволило одновременно оценить тексты начинающих драматургов и способности артистов «завтрашнего дня». И то, и другое порадовало.
Сложно оценить результаты фестиваля. С одной стороны, публика на подобных фестивалях, как правило, не меняется, и представители самарских театров в абсолютном большинстве этими процессами не интересуются. С другой – уже второй год в Самаре проходят форумы современной драматургии и театра (в 2016-м был «Место действия» Артема Филипповского), и может быть, наш город все чаще будет попадать в контекст нового искусства.
Маргарита ПЕТРОВА
Театральный критик, член Союза журналистов России.
Фото Светланы КЕЛАСЬЕВОЙ
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 8 (116), 2017, Апрель