Сразу прошу прощения у фанатов «Аквариума»: с творчеством БГ и компании я плотно познакомился всего-то около десяти лет назад благодаря коллеге, которая настойчиво экспансировала «Аквариум» в мое подсознание, и за это я ей безмерно благодарен.
«Аквариум» посещает наш город с завидной регулярностью: примерно раз в год. Но нынешнее посещение переплюнуло остальные. По крайней мере, за то время, что я их не понаслышке знаю. Самарцы услышали хиты, которые не звучали со сцены двадцать и больше лет, а уж «У императора Нерона», по признанию Гребенщикова, «Аквариум» еще никогда не пел со сцены. Это действительно подарок!
После исполнения нескольких хитов БГ вдруг говорит: «На афишах пишут, дескать, «Аквариуму» 45 или 145 лет… Я всё думал: зачем это? А потом понял: это дает нам абсолютную поэтическую лицензию делать все, что нам заблагорассудится. Хотя мы и так все время это делаем».
Борис Гребенщиков: «К сожалению, некоторые песни совсем не старятся. Когда-то написал, и хоть бы хрен что изменилось с тех пор».
В составе группы в этом году было шесть человек, и каждый из участников действа неподражаем. БГ – ну, это понятно. Алексей Зубарев, скромно сидящий на левом фланге, извлекал из гитар звуки, от которых порой мурашки бежали по коже. Ирландец Брайан Финнеган на флейте выделывал просто неимоверные вещи. Ударник Лиам Брэдли, который в свое время играл с самим Джимом Моррисоном, помимо прекрасной игры на ударных и перкуссии, оказался еще и непревзойденным мастером подпевок (песня «Иванов») и «художественного свиста» («Нам всем будет лучше»)! Александр Титов, в свое время сменивший место жительства на Туманный Альбион, а затем вернувшийся в родные пенаты, с помощью басов, как обычно, держал строй музыкальной части на высоте. Андрей Суротдинов, с 1995 года неизменный скрипач группы «Аквариум», исполнял также и партии клавишных взамен безвременно ушедшего в лучший (надеюсь) мир Бориса Рубекина.
Конечно, концерт прошел на ура! Как и все остальные, неюбилейные. Конечно, аншлаг. Как и всегда. По-другому в Самаре и не бывает. Единодушие и единомыслие зрителей. Особенно приятно слышать: «Ох, Самара, сестра моя!»…
Особенностью юбилейного концерта стала и его продолжительность. Обычно это 2 часа или чуть больше. Нынешнее же шоу продолжалось 3 часа 40 минут (минус 30 минут антракта).
***
Борис Борисович как-то сказал, что «Интернет был создан для «Аквариума», а чуть позже пояснил: «Мы с самого создания группы всегда делились тем, что у нас есть, а Интернет способствует этому». Исходя из этого, «Аквариум» в последнее время спокойно разрешает снимать и записывать (а также выкладывать в Интернет) все, что происходит на сцене. Спустя пару дней после концерта я обнаружил в Сети довольно-таки качественную запись, выложенную местным доброхотом, самарского концерта, которую все желающие могут посмотреть
Лет девять назад, когда моей дочурке было пять, мы шагали по супермаркету с большой тележкой, нагружая ее продуктами, а дочка сидела в этой же тележке и что-то бормотала. Вдруг из тележки отчетливо донеслось: «Мама, я не могу больше пить! Мама, я не могу больше пить! Мама, вылей все, что стоит на столе! Я не могу больше пить!» Окружающие недоуменно глядели на поющую девочку, а та все продолжала и продолжала декламировать песню, которую не раз слышала в нашем автомобиле.
И вот уже сегодня, после концерта, когда повзрослевшая дочь спросила, а что такое «Аквариум», я напомнил ей об этой песне. «И что, он там ее пел?» – «Нет, он пел: «Ну-ка мечи стаканы на стол!..»
Павел ИВАННИКОВ
Фото автора
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 12 (120), 2017, Июнь