В выставочном зале Союза художников экспонировалась довольно яркая выставка Натальи Шепелевой «Как по миру я катался». Вот совсем недавно это был молодой мастер, а сейчас за последние пятнадцать лет она как-то быстро сформировалась в очень цельного художника.
В сопроводительном пресс-релизе написано: «Объектом изображения зачастую служат случайные сюжеты: непостановочный натюрморт, вид из окна на гаражи и деревья, вид с моторной лодки на Жигулевские горы или на стоящие в воде деревья, фрагмент улицы и т. п. Создается впечатление, что главным и определяющим является живописная основа и интуитивно угаданная композиция».
При вдумчивом знакомстве с картинами Шепелевой понимаешь: она — делатель работ. У нее интересные тянущиеся грунты под масло, которые не дают блеска масляной живописи, густые подмалевки, смелое использование фактурных паст. Порой она процарапывает поверхность мастихином, порой не прячет подмалевок. Свобода и уверенность в своем замысле не позволяют переписывать или записывать начатые композиции.
Она подмечает типичные приметы разных стран, бирюзовые тона дверей на улочках Марокко, характерные уличные кофейни в Риме, сухой воздух жаркой Испании. Не боится ярких красок, тяготеет в своей живописи к открытой декоративности. Это не случайно, иногда художник занимается росписями интерьеров. Она любит контрастные линии, пятна, все у нее движется в определенной цветовой динамике, и только в детских портретах фигуры остановлены.
Да, в ее творчестве многое интересно, но в Самаре она — единственный мастер детского портрета. Не просто с фотографии или там парадного, открыточного. Наталья Шепелева умеет создать художественный образ детства нашего времени. Я как-то писала, что у каждой эпохи свой образ детства. И какой же для нас, уже одной ногой ступивших в XXI век, современный мир детства? Сегодня в технократическом пространстве бытия мир детства воплотился в ребенке, который объелся сладостями, наигрался с котенком, увлекся компьютерными игрушками или пресытился калейдоскопом впечатлений во время путешествий? Именно поэтому трудно создавать искусство, связанное с миром детства.
Есть немало интересных стилизаций, но полноценный художественный образ присутствует лишь в картинах Натальи Шепелевой. У нее ребенок вроде и не позирует, а задумчиво стоит с лопаточкой, упакованный в голубой комбинезон с нарисованными машинками, или радуется снеговику, или грустит во дворе, или вовсе спит и видит белые сны. Ребенок пребывает в своем мальчиковом мирке совершенно один. Кстати, одиночество — примета современного детства. Уже нет в наших дворах стаек детей семи- или десятилетнего возраста, запускающих змея или играющих в коллективные игры.
Основными элементами своего формотворчества Шепелева называет цвет, фактуру холста, пятно. Именно из данных компонентов складываются все лирические составляющие в ее портретах-картинах. Подобные композиции она называет ассоциативной живописью. Ведь в общепринятом смысле у художника нет точного обозначения портрета с именем и фамилией. Есть поэтические названия работ вроде «Рябина в сахаре» с изображением мальчика во дворике на фоне замерзшей рябины. Одним словом, выставка получилась.
Валентина Чернова
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 6 (73) за 2015 год