События: ,

Самая важная из всех музы́к

7 января 2016

10311349_10204003193704110_1177798106117555773_n

Правительство Российской Федерации (правительство! – не министерство культуры) 24 ноября одобрило Концепцию развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года и утвердило план действий по ее реализации, рекомендовав органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Концепции при утверждении региональных программ развития культуры.

Редкий бюрократический документ, по прочтении которого ничего, кроме «Браво!», и сказать-то не хочется. Остается только гадать, кто был инициатором титанической работы, в результате чего самый верхний дивизион исполнительной власти осознал, как у нас все плохо в сфере, где мы более века были «впереди планеты всей», и озаботился «поддержкой создания высокохудожественного продукта в области академической музыки, расширения репертуарного предложения, развития новых форм художественной выразительности, творческой деятельности композиторов и исполнителей современной музыки, в том числе молодых музыкальных деятелей; формированием и развитием общественных потребностей в академическом музыкальном искусстве, расширением аудитории концертов академической музыки за счет различных слоев, категорий и групп населения; формированием эффективного менеджмента в области академической музыки; обеспечением единого концертного пространства в области академического музыкального искусства в Российской Федерации; интеграцией России в мировой музыкальный рынок, использованием ее творческого потенциала для укрепления положительного образа страны на международном уровне».

Даже не верится, что разум возмущенный пробудился без объявления Года музыки!

Далее всё в привычном стандарте, но примечателен сам факт, что председатель правительства прямо указывает региональным администраторам на «необходимость проведения эффективной региональной и местной гастрольной политики в области академической музыки. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления следует предусматривать долевое финансовое участие в организации гастролей ведущих федеральных творческих коллективов на своей территории, а также осуществлять перспективное планирование и финансирование гастролей находящихся в их ведении творческих коллективов и солистов. Особое внимание необходимо обратить на организацию гастролей и выездных концертов в муниципальные образования региона, не имеющие собственных творческих коллективов академического музыкального искусства».

Значит, похороненная на 15 лет программа Светланы Петровны Хумарьян, направленная на систематическую работу зональных театрально-концертных комплексов, имеет шанс на возрождение!

Оказывается, что «при общем росте числа творческих работников их распределение по территории страны осуществляется неравномерно. Наблюдается их дефицит в регионах. Если раньше не хватало исполнителей на духовых инструментах, то сейчас появляются вакантные места в струнной группе, прежде всего это относится к скрипкам. Наблюдается большой дефицит и в симфонических дирижерах».

Неужели с безумным закрытием консерваторий и институтов искусств в России будет покончено?! Если вчитаться в Концепцию – да: «…необходимо обеспечение достойных условий деятельности преподавателей, укрепление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательных организаций высшего образования, реализующих те же программы, а также основные образовательные программы высшего образования в области искусств».

А «в программах дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций необходимо увеличить время, отводимое на занятия музыкой».

Региональным руководителям напомнили, что «в числе мер социальной поддержки творческих работников первостепенное значение имеет формирование при концертных организациях служебного жилищного фонда, необходимого для временного проживания принятых на работу по срочному трудовому договору иногородних музыкантов, дирижеров, других специалистов».

На краю гибели – существующая система присвоения званий: «Рассмотреть вопрос о сокращении установленных сроков для присвоения почетных званий творческим работникам концертных организаций и коллективов»!!! Это значит, что провинциальный исполнитель на духовых инструментах (как и танцовщик оперного театра, и травести) получает шанс стать народным артистом России! Сейчас, после введения региональных званий, это невозможно: до него четыре ступени (благодарность – звание заслуженного артиста области – заслуженного артиста России – народного артиста области – и, наконец, народного артиста России), а между ними – обязательные пять лет «тишины», и это при том, что упомянутые выше артисты уходят на пенсию не позже, чем через 20 лет!

Я с наслаждением прочитал Концепцию – до корки! Там есть всё: и о молодых исполнителях, и о современных авторах, и о тошнотворно малом, недостойном цивилизованного государства числе зрительских мест в современной России, и о повышении разнообразных бюрократических нормативов, связанных с академической музыкой. Особенно впечатляют количественные показатели, которых планируется достигнуть к 2025 году:

«увеличить общее количество концертов академической музыки в среднем по России – в 2 раза;

увеличить долю концертных программ, исполняемых молодыми приглашенными солистами и дирижерами в регионах России, до 25 %;

увеличить количество выступлений ведущих творческих коллективов в регионах России – в 2 раза;

увеличить количество регионов, имеющих концертные залы, отвечающие стандартам академической музыки, для проведения концертов симфонических коллективов, – в 2 раза;

повысить долю государственных концертных организаций, располагающих соответствующим музыкальным инструментарием и техническим оборудованием для создания и показа концертных программ, – до 80 %».

***

Я так и слышу возмущенный голос чиновника средней руки: «Где на все это средств-то взять?». Загляните сюда. Я там ответ на этот вопрос заготовил.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 21 (88) за 2015 год

  • 26
    Поделились

Оставьте комментарий