Наследие: ,

Юбилей Дедушки Лу

6 декабря 2016

4-1_orkestr-lundstrema

 

2016-й – год столетия со дня рождения патриарха отечественного джаза Олега Лундстрема, «Дедушки Лу», как ласково и уважительно его звали музыканты. И ноябрьский концерт легендарного оркестра его имени прошел в Самаре в рамках юбилейного гастрольного тура.

У Олега Лундстрема и его оркестра с Куйбышевом/Самарой связано очень многое. Первый разрешенный властями после возвращения музыкантов из Китая гастрольный концерт биг-бэнда состоялся 11 мая 1957 года на сцене Куйбышевской филармонии. Позже чисто джазовые программы оркестр представлял, когда приезжал в город по приглашению нашего джаз-клуба. Брат Олега саксофонист и музыковед Игорь Лундстрем был председателем жюри джазового фестиваля в Куйбышеве. В разные годы в оркестре играли самарские музыканты. Оркестр также регулярно выступал на джазовых фестивалях в Тольятти, а в 1997-м фестиваль стал официально носить имя Олега Лундстрема. Сам мэтр говорил, что считает Самару родным городом, куда с огромным удовольствием приезжает всегда.
В 2000-х годах тяжелая болезнь вынудила его отойти от руководства оркестром. А с 2007-го художественным руководителем Государственного камерного оркестра джазовой музыки имени Олега Лундстрема стал известный пианист и композитор Борис Фрумкин, которому в 2014 г было присвоено звание народного артиста России.
На концерте в Самаре биг-бэнд представил великолепную программу, в которой джазовые стандарты были рядом с прекрасными интерпретациями мелодий композиторов- классиков – Рахманинова, Скрябина, Глинки – и собственными композициями Фрумкина. Звучал свежий, современный джаз стиля свинг, и аранжировки композиций отличались от тех, что были раньше, хотя Борис Фрумкин всегда подчеркивал преемственность традиций, заложенных основателем оркестра еще 82 года назад.
В сегодняшнем звучании бэнда поражает прежде всего свинг, создающий ощущение большой внутренней энергии, эффект раскачивания звуковой массы и расшатывания метрической основы с созданием явных метроритмических конфликтов. Без такого выразительного средства, являющегося особенностью джаза, этот музыкальный жанр невозможно себе представить, и биг-бэнд на сцене еще раз это подтвердил.
Под руководством Фрумкина было доведено до совершенства сочетание совместной игры инструментальных групп с выразительными и мастерскими соло отдельных исполнителей. В программе были представлены композиции, сделанные с использованием нового музыкального языка, позволяющего очень ярко показать прекрасные возможности музыкантов высокого уровня, их профессионализм.
Слушатели по достоинству оценили высочайшую технику, тонкую музыкальность и мастерство тромбониста Максима Пиганова, саксофонистов Романа Секачева и Ивана Волкова, барабанщика Владимира Журкина. Интересную и разнообразную программу представила молодая певица Мари Карне. Весь вечер за роялем был сам руководитель биг-бэнда Борис Фрумкин, блестящий пианист с плотным звуком, безукоризненной тех-никой, чутким прочтением музыкального материала исполняемой пьесы и богатой фантазией импровизационных фрагментов.

Фрумкин прошел довольно большой путь в джазе. Собственно, не оказаться в джазе Борис никак не мог, поскольку его отец Михаил Фрумкин в 30–40-х играл в самом первом профессиональном отечественном джаз-оркестре под управлением Александра Цфасмана. И родившийся в 44-м мальчик поступил в музыкальную школу. Затем была Московская консерватория. Правда, отец Бориса, прошедший нелегкий путь советского джазмена, очень не хотел, чтобы сын этот путь повторил, он мечтал для него о карьере академического музыканта. Но в 1959-м «мальчик» заразился джазом и стал первым пианистом би-бопа на московской сцене, а в 66-м со своим ансамблем, с трубачом Тов-мосяном и саксофонистом Клейнотом выступил на столичном фестивале.
В 1966-73 г. Борис – пианист и аранжировщик биг-бэнда Вадима Людвиковского, собравшего тогда всех ведущих советских джазменов. Одновременно Фрумкин выступает с малыми составами и принимает участие в фестивалях в Таллинне, Москве, Праге и Варшаве. Солидным и плодотворным стал для Бориса период с 73-го по 92-й годы, когда он работал в легендарном ансамбле «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Именно там оказались солисты распущенного биг-бэнда Людвиковского, звезды советского джаза тех лет. После ухода Гараняна Фрумкин становится руководителем ансамбля и работу в «Мелодии» считает очень интересной и подлинно творческой.
Ансамбль «Мелодия» был универсальным составом при одноименной фирме – монополисте советской звукозаписи и играл самую разную музыку, аккомпанировал ведущим советским и зарубежным вокалистам, исполняли музыку для кино, радио и театра. К основному составу «Мелодии» нередко добавлялись вокальные группы, а также духовые и струнные инструменты.
В 88–89-м Борис Фрумкин был пианистом и дирижером советско-американского оркестра, участвовавшего в джазовом мюзикле Sophisticated Lady на музыку Эллингтона. Состоялось более сотни успешных постановок этого уникального проекта в СССР и США.
В 88-м Борис Фрумкин был принят в Союз композиторов страны. Его пьесы звучали в программах оркестра Людвиковского и ансамбля «Мелодия», в двух десятках фильмов и телеспектаклей, а в 67-м, после первого гастрольного приезда в Куйбышев с оркестром Людвиковского, в концертных программах стала регулярно исполняться пьеса Фрумкина «Самарская ярмарка». В 2014-м она была записана и на диске оркестра имени Лундстрема, да и сам этот диск – тезка пьесы.
В 92-м после ликвидации фирмы «Мелодия» и роспуска одноименного ансамбля для высокого профессионала Фрумкина работы в России практически не оказалось, он уехал за границу и в роли солирующего пианиста работал в Греции, Швейцарии, США, а с 96-го обосновался в Германии. За десять лет он успешно вошел в музыкальный мир страны, приобрел известность и спрос, обзавелся друзьями, но в 2006-м в Берлине Борис встретил Михаила Швыдкого, который предложил ему музыкальный проект в Москве в сотрудничестве с ансамблем Юрия Башмета. А после успешной премьеры этого проекта на сцене Зала имени Чайковского Швыдкой предложил Фрумкину возглавить оркестр Олега Лундстрема, который после смерти мэтра и ухода Георгия Гараняна оказался без руководителя. По словам Фрумкина, это предложение было из тех, от которых не отказываются.

Десять лет работы Бориса Фрумкина с оркестром позволили сохранить легендарный музыкальный коллектив, вписавший в историю отечественного джаза много ярких страниц и внесенный в Книгу рекордов Гиннесса как «джазовый долгожитель».
Днем перед концертом я выпустил внеочередную передачу «Вот вам джаз» на «Радио-Самара-Максимум». Гостем программы стал Борис Фрумкин, и в ходе нашей беседы в студии он тогда еще сказал, что:
– юбилейный для оркестра год был очень насыщенным и интересным: гастроли по всей России, а также и концерты в Харбине, где в 34-м 18-летний Лундстрем собрал первый состав оркестра;
– как композитор Фрумкин работает над оркестровой сюитой «12 месяцев» – бессмертной темой со времен Гайдна, Вивальди, Глазунова и Чайковского;
– кроме выступившей в Самаре Мари Карне с оркестром сегодня регулярно работают Анна Бутурлина, Алина Ростоцкая и Юлиана Рогачева;
– он совсем не в восторге от новейших стилей джаза типа нью-эйдж, этно-джаз или фри, которые уводят музыку от подлинных человеческих чувств;
– в 2017-м Борис вместе с оркестром с удовольствием примет участие в Самаре в концерте в честь 60-летия первого выступления легендарного биг-бэнда на сцене Куйбышевской филармонии.
Последнее заявление, уверен, весьма порадует самарских любителей музыки, всегда готовых к новым встречам с замечательными музыкантами.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 20 (108) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий