Феномен советской андеграундной литературы давно стал достоянием мировой культуры. Именно зарубежные читатели и исследователи впервые оценили масштаб этого явления и его роль в становлении современной культуры.
В России же интерес к творчеству андеграундных и выросших из андеграунда авторов осторожней и детальней. За Бродским мы видим «Ахматовских сирот», за Г. Айги – глубокие корни выживающей чувашской культуры, а за всеми авторами сразу – какое-то необычайное время советских 1960–70-х, совсем не похожее на то, что нам подают на блюдечке с идеологической каемочкой. Никаких тебе космических гонок, Братских ГЭС, а какая-то совершенно неподдельная, естественная жизнь.
Именно благодаря андеграундной литературе читатель сквозь внешнюю пропасть прорывается к искусству и культуре досоветской России, которые сохранились и развивались, несмотря на все исторические потрясения. А для каждого внимательного читателя, как для чеховского студента, нет ничего важнее, чем нащупать эту неразрывную связь времен.
Потому символичным видится то, что именно в издательстве «Время» вышли сборники стихов и микропрозы Ильи Семененко-Басина, поэта, развивающего традиции неофициальной советской поэзии. Последнему из этих сборников – «Лира для диких зверей» и посвящена настоящая рубрика.
И. Семененко-Басин, конечно, не имеет широкой известности, во многом потому что издаваться полноценно начал только в последние годы, хотя литературным творчеством занимается всю жизнь. В этом сборнике мы находим отголоски и лианозовских экспериментов с графикой поэтического текста, и особенный, сравнимый с Г. Айги синтаксис.
«Вводится термин: политическая система», – пишет автор в одном из стихотворений, «вспышкою анапеста» называет другое, но, как мне кажется, одни из последних строк сборника наиболее емко характеризуют поэзию И. Семененко-Басина.
<…беседуя
о прекрасных растениях
процветших в пустыне без корней
проповедуй себе
а по реке восприимчивости
стремительная разбежка…>
В такую «стремительную разбежку» во время спокойной беседы приглашает нас поэт. Многие его стихотворения – это мгновенное проникновение в чудо повседневности.
Можно привести еще немало отсылок и литературных связей, которые явно выступают в «Лире для диких зверей» или видны только при пристальном внимании, и это будет самым простым путем для определения поэзии автора, но в итоге нисколько ее не определит. Как и подобает достойной поэзии, стихам И. Семененко-Басина будет тесно в «одежде» внешних сопоставлений. Хотя сам поэт значительно младше, чем те авторы, в ряду с которыми он непременно оказывается (Г. Айги, В. Некрасов), ощущение времени и ритма стихотворений у поэтов схоже. Это время течет вне и вдоль пространства политики, здравого смысла и прочих стереотипных жизненных моделей. Поэзия И. Семененко-Басина многое из этого фиксирует и маркирует, но главное совершается вне – в мимолетных сдвигах восприятия.
солнце
змейкой свернулось на твоем кольце
смотрит луна
раздающая дни и месяцы и сроки
как же хорошо ты говоришь: эръ
Семененко-Басин, Илья. Лира для диких зверей. – М.: Время, 2016. – 96 с.
Григорий Дробинин
Литературовед, педагог, кандидат филологических наук.
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 11 (99) за 2016 год