Мнения: ,

О том, как реставрация превращается в вандализм и убивают еще один символ Самары

8 августа 2017

На своей странице в Фейсбук журналист и градозащитник Армен Арутюнов задает важные вопросы, которые все чаще возникают к самарской реставрации. Сейчас Самара лишается уникальной металлизированной ваулинской керамики. Что с этим делать?

«В Самаре на главной улице Куйбышева реставрируют фасад областного художественного музея. Это памятник архитектуры федерального значения — бывший Волжско-Камский коммерческий банк. Здание построено в 1913-1914 годах по проекту московского архитектора Якунина. Одной из главных особенностей фасада является керамический декор, выполненный в мастерской выдающегося художника и керамиста-технолога Петра Ваулина.

В Самаре это единственный пример использования металлизированной («имитационной») керамики. Технология изготовления заключается в том, что в результате обжига глазурованный слой напоминает металлическую поверхность. В России есть примеры подобного декора «под золото» и «под бронзу». В Самаре керамика бронзированная.

Несколько лет назад компания «Векторстройпроект» разработала проект реставрации здания. По проекту — это не керамический декор, а «позолоченные орнаментированные поверхности». Соответственно и реставрировать его решили методом позолоты. Проект каким-то образом прошел все стадии согласования, а подрядчик сейчас активно покрывает керамику сусальным золотом.

Что это значит? Обратите внимание на фотографии. Керамику сначала покрывают лаком, потом какой-то неведомой мне смесью цвета золота, а затем сусальным золотом (сейчас медальоны между первым и вторым этажами уже позолотили).

По сути мы имеем дело с утратой предмета охраны объекта культурного наследия. «Отреставрированную» керамику вряд ли получится восстановить. Кроме того, происходит цветовая подмена. На фотографиях отлично видно, какого цвета был декор и каким он становится.

Мы обратились с письмом к руководителю управления охраны памятников Самарской области Владимиру Филипенко с просьбой остановить процесс реставрации керамики и срочно созвать научно-методический совет при управлении. Необходимо привести проект реставрации в соответствии с законодательством и выработать правильный метод восстановления уникального для Самары произведения искусства.

Пока результата нет. Управление попросило подрядчика сделать экспертизу, чтобы понять состав декора (хотя все прекрасно знают что это), а работы тем временем продолжаются. На сегодняшний день уже позолотили основания колонн. Подбираются к капителям и фронтону. Понятно, что спешка к Чемпионату мира, но ведь туристам надо показать действительную ценность, а не позолоченный муляж!

Необходимо срочно остановить процесс, пока еще не поздно!

Что делать?

Внести коррективы в проект и разработать методику реставрации предмета охраны и затем уже продолжать работы.

Ниже — открытое письмо, подписанное Владимиром Фетисовым, Натальей Хлебниковой, Аллой Деминой и мной. Нашу инициативу поддержал федеральный ВООПИиК. Оказать консультационную помощь готовы специалисты из питерской компании «Паллада», специализирующейся на реставрации керамики.

Руководителю Управления государственной 
охраны объектов культурного наследия 
Самарской области 
Филипенко Владимиру Михайловичу

Открытое письмо

Уважаемый Владимир Михайлович!

В Самаре на улице Куйбышева, 92 лит А ведутся работы по реставрации главного фасада объекта культурного наследия федерального значения — здания бывшего Волжско-Камского коммерческого банка, построенного архитектором В. И. Якуниным в 1913-1915 годах. Фасад памятника декорирован керамикой, выполненной по авторской технологии в мастерской выдающегося русского художника и керамиста-технолога Петра Ваулина. Это единственный пример использования так называемой «имитационной» металлизированной керамики в архитектуре Самарской губернии. Проект реставрации здания предполагает вместо восстановления уникального для региона художественного произведения, покрытие его сусальным золотом. Кроме того, в проекте керамический декор обозначен как «позолоченные орнаментированные поверхности», что не соответствует действительности.

Мы считаем такой подход к реставрации предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения недопустимым. Покрытие керамической поверхности «лаком»(?) и позолотой является необратимым процессом и равносильно утрате предмета охраны объекта культурного наследия, в данном случае уникального керамического убранства фасада.

Просим Вас срочно вмешаться в ситуацию и остановить процесс реставрации «методом позолоты» керамических деталей бывшего Волжско-Камского коммерческого банка в Самаре, выполняемых подрядчиком. Мы также считаем необходимым безотлагательно провести научно-методический совет УГО ОКН с привлечением квалифицированных специалистов для разработки методики реставрации по технологиям, допустимым для керамических поверхностей такого типа, проектную документацию по данному объекту привести в соответствие с законодательством РФ, обозначить декор здания как «металлизированную керамику».

Оригинал

pNa

1 комментарий к “О том, как реставрация превращается в вандализм и убивают еще один символ Самары

Оставьте комментарий