Мнения: , ,

Классика над Волгой. Точка бифуркации

21 сентября 2015

klassika_nad_volgoj_0

Парадоксальным образом, буквально у нас на глазах, очень незаметно Тольятти превратился в настоящий музыкальный центр. События, в нем происходящие, привлекают ныне внимание и самарской, и столичной публики/критики, делая Автоград все более заметным конкурентом областного центра, в обиду последнего будет сказано.

Исподволь, без громких публичных деклараций, в Тольятти к концу прошлого года выстроилась стройная система музыкального «концерна» из филармонии (с оркестрами – симфоническим, джазовым и народных инструментов); едва ли не единственной в стране муниципальной консерватории (составляющей высшую ступень в системе непрерывного образования – «центральная музыкальная школа – колледж – вуз»); уникальной системы повышения квалификации начинающих музыкантов, называемой «Молодежным симфоническим оркестром Поволжья»; и трех как минимум фестивалей (на которые, как в эпоху открытого города Тольятти, на дрожжах растущего рядом с закрытой Самарой, собираются жаждущие впечатлений жители областного центра).

Три фестиваля – это «Классика над Волгой», «Ирина Кандинская и «Персона» приглашают…» (о них мы уже писали) и «Классика Open Fest». Последний форум и дал повод к этим запискам.

Он – детище Молодежного симфонического оркестра, его руководителя Анатолия Левина и директора Тольяттинской филармонии Лидии Семеновой, без организационного гения которой вся эта фестивально-оркестровая идея развалилась бы непременно.

В 2015-м «Классика Open Fest» собрался уже в шестой раз. Первая особенность фестиваля этого года – концерты цикла «Возвращение домой» с участием тольяттинских музыкантов, обучающихся в ведущих консерваториях России, Европы и США. Причем не только их самих, но и их семей. Так, в первом концерте фестиваля, посвященном юбилею Роберта Шумана, приняла участие Мария Мёллер, которая живет сейчас в Германии, вместе с мужем, тенором Хауке Мёллером.

Кстати, Мария с отличием окончила колледж Тольяттинской консерватории по специальностям «фортепиано» (класс доцента Л. А. Евстигнеевой) и «вокал» (класс профессора Г. А. Сорокиной). Другие участники: Оксана Лесничая окончила Лицей искусств по классу фортепиано, Владислав Ивановский – Тольяттинское музыкальное училище.

Первый риторический вопрос: кому мешала Тольяттинская консерватория, если в необластном даже центре три учебных заведения дают подготовку, вполне годную для продолжения обучения и профессиональной работы в статусных учебных заведениях?

Меня не интересует перманентно продолжаемое обсуждение «персонального дела» ректора консерватории Автограда: своими усилиями он сделал колоссальный прорыв, создав уникальное учебное заведение и сотворив достойный продолжателей прецедент.

А вся эта болтовня о несоответствии уровней высшим образцам… Да, не соответствует, но продолжим логическую цепочку: в Самарской области нет ни одной средней школы, даже во втором приближении сравнимой со второй московской. Это ли не повод позакрывать все «придворные» заведения (это которые при дворе – в зоне шаговой доступности)?!!

А совершил ректор прегрешения – накажите, но «на фига же ботик топить»?

Ну, это так: лыко в строку. Второй вопрос – об эффективности авторских школ. Их есть два типа. Во главе одних школ стоят «монстры», «динозавры» современного искусства, одни имена которых приводят – и совершенно справедливо – в священный трепет. А во главе других – «трудовые пчелки», концертной известности не снискавшие, но педагоги от Б-га.

За какие я? Я за разнообразие. Первые нужны для привлечения внимания широких масс населения к предмету. В данном случае – к вопросам музыкального образования. Это их основная миссия. VIP`ы собирают педагогов своего уровня, проводят ослепительные мастер-классы, после серии которых самые способные из учащихся… правильно, продолжают обучение в лучших интернатах России и окрестных заливных лугов.

Это очень отдельный вопрос – как мотивировать талантливого человека остаться жить и работать в провинции, и не в этих заметках его рассматривать. Но замечу: выпускники второго типа авторских школ остаются в родных палестинах в разы чаще.

Подвижнический пример Анатолия Абрамовича Левина этот вывод подтверждает. На сессии молодежного оркестра – после предварительного отбора – приглашаются лучшие студенты из консерваторий и институтов искусств Поволжья; где они: а) совершенствуют свое профессиональное мастерство; б) получают уникальную практику оркестрового музицирования (парадокс, но отечественная система обучения ориентирована на солистов-индивидуалистов, и это не только технологическая, но и психологическая проблема: они не хотят и не готовы садиться играть в оркестре); в) ближе знакомятся с их возможными будущими работодателями, то есть профориентируются по месту.

И этот проект на голодном пайке. Нет на Левина денег. Студенты могут приехать, дорогу им оплатят, а уже проживание – нет. Средств на оплату необходимого числа преподавателей требуемой квалификации – тоже нет. В последнее время симфонический состав сократился до «расширенного камерного». Появился свет в туннеле: областное министерство обещало оказать ресурсную поддержку. Даже в условиях кризиса. Надежда появилась. Посмотрим.

***

Не могу не упомянуть еще об одной особенности прошедшего фестиваля: он был посвящен памяти скончавшегося осенью прошлого года музыканта и педагога, директора Тольяттинской музыкальной академической гимназии Владимира Михайловича Свердлова.

В 1960 году приехал он в Ставрополь-на-Волге и стал работать преподавателем по классу скрипки в ДМШ № 1. В 1970 году Владимир Михайлович назначен директором вновь открываемой в Автозаводском районе ДМШ № 4 (позже Музыкальная академическая гимназия). На этой базе возникла идея проведения Летней творческой школы (из которой вырос в дальнейшем молодежный симфонический). Здесь развивались контакты юных тольяттинских музыкантов с образовательными проектами Владимира Спивакова, творческое партнерство с Международным фестивалем имени Спивакова в Кальмаре.

В Тольятти создана рабочая группа по увековечиванию памяти Свердлова. В планах – установить памятный знак возле школы, а самой школе присвоить его имя. Разработана премиальная стипендиальная программа для учащихся музыкальных образовательных заведений города. В честь Свердлова решено утвердить региональный конкурс под названием «Инструмент – скрипка».

Но, думаю, лучшей памятью ему была бы поддержка уникальной тольяттинской системы музыкального образования, у истоков которой он стоял.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 13 (80) за 2015 год

 

pNa

Оставьте комментарий