Афиша:

Фабрика-кухня. Пять эпизодов эпопеи

20 сентября 2021

С чего все началось? С желания преодолеть чувство собственного бессилия.

Спасти памятник? Да его и памятником никто всерьез не считал, но именно здесь вот упереться и не дать просто смахнуть нас, как шумливый никчемный рой горожан… Архитекторов, художников, журналистов — неважно. Людей.

Прошло почти пятнадцать лет, и теперь это — эпопея из множества частей, существующая в бесчисленных версиях. Я не помню, как все начиналось, но свои первые статьи про Фабрику-кухню и необходимость ее спасения, написал году, наверное, в 2009. Виталий начал намного раньше. И я бы хотел, чтоб мы вспомнили другого человека, в начале этой истории. Ваган Каркарян. Вечная память. А теперь — и памятник.

Сентябрь 2010
Велопробег

Эпоха популярности ЖЖ и блогерства. А еще была “Велосамара”. Не знаю почему, но городское коммюнити вдруг полюбило совместные велопрогулки. Ага, велосипедов за прошедшее десятилетие сильно прибавилось. В общем, влиятельная была движуха. И массовая. И без политики. Поэтому практичный Стадников придумал велопробег по памятникам конструктивизма, соединив двухколесный ресурс со студенческим и общественным.

В городе близились выборы, на пост мэра претендовал Дмитрий Азаров. Фабрику пытались спасти не первый год — уже вышел отчет “Самара: наследие под угрозой”, писались статьи и письма. Но город ничего не знал и велопробег стал первой массовой акцией в поддержку Фабрики. Сейчас забавно читать, в комментах сообщества samara.ru о том “не притянута ли за уши тема для покатушек”?

Олег “Оледжо” Федоров разместил в этом самом влиятельном ЖЖ-сообществе Самары анонс, который сейчас, наверное, не влезет в окно Овертона. Вся акция с намеком называлась Fabrica kuhnia o muerte — в любимом виталином стиле революционной клоунады. На плакате — кырлы мырлы на веле. А программа тура была представлена как противопоставления: начиная с модернистского “Гозак vs Белоконь” и заканчивая насквозь ироничным “Россия, которую мы потеряли на Дне / Станислав Говорухин vs Жигулевский Пивзавод”.

Участники легендарной велопрогулки могут смело делиться воспоминаниями — они были там! Хотя было фриковато. Студенческие плакаты, разложенные вокруг памятника борцам, толпа велосипедистов в одинаковых белых с красным майках, которых сделали много и это было круто. Тут наверное надо добавить что Стадников придумал и популяризовал нестандартные экскурсии задолго до, но это к теме не относится.

Просто все поняли, что это может быть важно и нужно не только группе обеспокоенных, но все-таки специалистов. Жители Самары проголосовали колесами. Единственная газета, написавшая об акции (а тогда их было много!) — это “Новая в Поволжье”, где я был редактором. И, конечно, никто бы из нас не поверил своим глазам, если бы чудом оказался у Фабрики сентября 2021 года. Никаких великих планов не было — Фабрику надо было просто спасти.

Сентябрь 2013
Визит министра

К этому моменту гибель Фабрики была предотвращена. Но судьба ее еще оставалась неясной. И вот, по приглашению депутата Александра Хинштейна, в Самару прибывает министр культуры России Владимир Мединский.

Программа пребывания министра была очень насыщенной. Александр Евсеевич развернулся в Самаре и ему было что показать — работы по спасению Коммерческого клуба, теперь ставшего “Дирижаблем”, только начавшаяся реставрация каланчи на Хлебной площади, открытие статуи Буратино, теперь затертой до одури. Плоды трудов депутатских. И наконец, после костела — в недавно открытый Музей Модерна.

Уже на выходе из дома Курлиной случилась историческая сцена. После “Модерна” по версии депутата министр и сопровождение ехали на Фабрику, а по версии министра культуры Ольги Рыбаковой — они все вместе шли в раззолоченую оперу любоваться дорогим ремонтом. Мы идем в Оперу! Нет, мы едем на Фабрику! Это было противостояние в несколько секунд, возникла заминка, воздух заискрился и завибрировал, но тут напряжение рухнуло, как не было, и все направились на фабрику. В незримом противостоянии между творением Ноя Троцкого и произведением Екатерины Максимовой министр культуры выбрал конструктивизм. Это была точка невозврата.

Потом, на Фабрике, Виталий — теперь уже в должности главного архитектора Самары докладывал министру культуры России. Он сразу уловил живой интерес министра к советской эпохе и втопил по теме. Рассказал, как он может, про великий замысел и утраченный облик. Про передовые технологии СССР на стройке, и про форму-функцию и про бетонные перекрытия. Министр культуры оказался благодарным и внимательным слушателем. И далеко не единственным.

Так же внимательно, сложив ручки на животе, слушал Виталия и Николай Меркушкин, наш губернатор тогдашний. Он тоже сделал выводы из рассказов про уникальность знания. Понял, что снести и построить новую будет много проще и дешевле, чем сомнительно восстанавливать руину. И на честном глазу предложил восстановить Фабрику с полной заменой бетонных конструкций. Но маятник уже несся в другую сторону и магия эрзя его не сдержала.

Квест Cloud Castle
2014

Можете попробовать пройти. Этот квест, сделанный Сашей Во был в топе Behance, не знаю, значит ли это хоть что-то сейчас, но тогда про ФК внезапно узнало и увидело вот с такой неожиданной оптикой очень много молодежи — айтишники, дизайнеры, кодеры по всему миру.

Недалеко ушли? Три четверти сдаются уже в комнате с голыми бабами… Вторая локация, а всего их тридцать. А ведь это еще и первое проявление Фабрики в мире цифрового искусства. И вполне себе отдельное произведение — прото-NFT, метамодерн и 100% залипалово, которое бесит. Сейчас, когда Фабрика открылась у квеста появился новый смысл — это прекрасная виртуальная экскурсия, очень нестандартная, и дико труднодоступная, по Фабрике, какой она была “до”. Feel the difference, dear friends!

Первый визит Зельфиры Трегуловой
Сентябрь 2018

Самара, когда хочет, умеет произвести впечатление. Своим простоватым, но неотразимым и озорным шармом, даже бесстыдным немного. Успокой ты меня! Когда теплый сентябрь. Может и правда, погода помогла, но в тот визит Самара предстала перед директором Третьяковки во всей неукротимой увядающей красе. Одновременно! И это, кстати, корень самарского шарма — среди всего волжского гедонизма — представили “три кита” проекта: здание, команду и публику.

Здание вскрытое и вывернутое наружу, но эксперт по авангарду сразу увидела мощь замысла и красоту реализации, масштаб таланта Екатерины Максимовой и масштаб проекта. Команда — изначально в лице Михаила Савченко — тогда директора Музея Модерна, и с тем, что это был единственно возможный выбор согласятся сегодня даже враги Михаила. А сама Зельфира Исмаиловна не устает повторять, как ей нравится самарская команда.

Самарская. И, конечно, люди самарские. Самарский прекрасный народ. Наша публика. Теперь уж, наверно, легендой можно назвать чаепитие у Славы Вершинина, в его легендарной и без этой легенды усадьбе. Чинно, по-самарски, чаевничали. Но окончательное решение об открытии Филиала Государственной Третьяковской галереи принимает министерство культуры России.

И уже 6 сентября, заместитель министра Николай Малаков в самом здании Фабрики-кухни заявил, что филиал будет. А в середине сентября в Самару приехали первые специалисты из Третьяковки — готовить концепцию нового филиала. С этого момента прошло всего три года.

Это был последний важнейший элемент пазла, который превратился в движущуюся картинку, и картинка полностью ожила, став реальностью в сентябре 2021.

Презентация Фабрики
Сентябрь 2021

Сложнее всего осознать, что здание Фабрики-кухни — это реальность. Может, кому-то и помог в этом перформанс, мне же показалось, что он еще дальше уводит зрителей от реальности происходящего. В сказку, ставшую былью. Тем, кто работает на Фабрике или приходит сюда по работе привычно состояние стройки. Просто здесь было так уже несколько лет и виды стройки меняются, но само состояние укореняется. Много разной и сложной стройки, и вдруг — ослепительной красоты здание. Сознание окончательно расслаивается, когда ты понимаешь, что ТЦ “Пассаж”, ваша долгая стройка и этот дворец — одно и то же. И туда можно зайти без каски. В сказку — без каски!

Поневоле вспомнишь историю Золушки, особенно, если ел когда-то беляши в кулинарии, примерно там, где шла первая часть перформанса. 13 копеек стоили — для любителей ностальгии. А тут — шедевр. Из какой эпохи? Того самого идеального СССР, который существовал только в журнале USSR in Construction, но в который верили левые интеллектуалы всего мира. Всего 90 лет понадобилось чтоб мечта Максимовой стала реальностью. Да, Катя? Ты довольна, тебе нравится? Мы так привыкли обращаться к ней по имени-отчеству, а она же наша ровесница. Могла бы сидеть здесь в зале, никто бы и не догадался. Может, и сидит. Неисповедимы пути, раз уж Фабрику восстановили, почему бы Максимовой не прийти на перформанс?

Она создала это уникальное светлое здание, настоящий дворец. Теперь Фабрика постепенно изменит жизнь нашего города. Даешь “эффекта Бильбао” на Волге!

Возвращается память Максимовой. Приходит понимание сил конструктивизма. На перформансе раздают тарелки. С них глазами вы пожираете слова. Пища духовная не испортилась за 90 лет? Нет. Так же свежи слова. Люди выходят из Фабрики, измененные навсегда. Фабрика заработала.

P.S: Заметил, в ЖЖ Михаила Матвеева от 13 года, что отсчет защиты фабрики-кухни идет от закрытия в ней Сквозняка. Еще недавно меня бы позабавила такая датировка. А теперь мне кажется, да, так и есть. Мы просто хотели культурного досуга. И вот получили его в некоторых формах. Высшая из них — самарский филиал Третьяковской галереи. Мы все в Самаре вполне заслуживаем такого культурного досуга здесь, а не только в Москве или Париже. Мы победили. Качество досуга на фабрике-кухне значительно выросло за 90 лет. Не остановишь эволюцию аттракционов. Как тут не вспомнить девиз Самкульта: Культурно работаем — культурно отдыхаем! И памятник восстановлен! [а не снесен]

 

Фотографии: Самарский обыватель, Нина Дюкова, hinshtein.ru