Афиша: ,

О выпекании яичек

25 марта 2016

18-1_Ай да Балда

Каждый год для самарских малышей ставится детская опера или детский балет. Вот и на этот раз пришли малыши в Самарский оперный театр – и обалдели.

Что? Обалдели? Так и хочется припечатать: сами вы обалдели, господа критики! Что за странная фраза в рецензии на серьезный спектакль академического театра! Да это потому, что спектакль, о котором пишем, – «АЙ ДА БАЛДА!». Напишет кто-нибудь, допустим, оперу «Слон и Моська» – что же, прислоняться не пойдем? А «Ежик в тумане»? От одного названия поежиться захочется!

Кстати, родители маленьких театралов! Возьмите на заметку! Шутки шутками, а ведь нет таких опер! Пусть детишки сочиняют! Если уж не музыку – не все же в музыкальных школах учатся – то хотя бы смешные истории на эту тему. Переплюнем Крылова с Норштейном! Положим их в основу – и, что называется, творчески разовьем!

В основу для творческого доразвития пушкинского любимого детища положена история, очень для позднего брежневского времени притягательная. Народность, российская смеховая культура. Бесы посрамлены, труд да смекалка торжествуют. Скоморошина, балалайка, персонажи, чем-то неуловимо напоминающие сказочных героев художника Билибина…

Ленинградский композитор Борис Кравченко тридцать с лишним лет назад оперу создавал, с успехом прокатилась она по сценам многих оперных театров СССР (так тогда называлась наша страна). Докатывалась и до нас. «Балда» – объект для ностальгии, для стилизации под давнее и недавнее прошлое, à la russe советских 70–80-х гг. Как раз наше поколение было студентами…

Режиссер Марина Шапкина и художник Елена Соловьева не стали далеко отходить от броской простоты пушкинского раёшника. Временами происходящее на сцене казалось ожившей страницей детской книжки. Многолюдье ярмарки, обилие хоровых сцен, активно принимающие участие в действии  «народные массы» создают радостное многоцветье пушкинской сказки.

Артисты с удовольствием озвучивают хитрые действия противоборствующих персонажей (Георгий Цветков – Балда, Андрей Антонов – Поп). Черт номер один и отец всех остальных чертей – Зураб Базоркин – не сгоняет с уст ангельской улыбки. Попенок Иван Максимейко готов пуститься вприсядку. И еще много интересных персонажей и персонажих.

В зале непрерывный тихий шорох. Дети ерзают, готовые перенять телодвижения героев, но молчат – слушают внимательно. Мотают на ус. Пригодится. А до и после спектакля бросаются к оркестровой яме. Пестрым миром сказочных существ, вкупе образующих оркестр, управляет Борис Бенкогенов.

Мой неполный отчет об ожившем сообществе книжных персонажей заключим цитатой: «Яичко испечет, да сам и облупит». Поразительное трудолюбие!

Чего и вам желаем.


Самарский академический театр оперы и балета

Б. Кравченко

Ай да Балда!

Детская комическая опера в 1 действии

Либретто Б. Кравченко по мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде» А. Пушкина и русских народных сказок

Дирижер-постановщик – Борис Бенкогенов

Режиссер-постановщик – Марина Шапкина

Художник-постановщик – Елена Соловьева

Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова


Наталья Эскина

Фото Елизаветы Суховой

Музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России.

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (93) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий