Каждый год для самарских малышей ставится детская опера или детский балет. Вот и на этот раз пришли малыши в Самарский оперный театр – и обалдели.
Что? Обалдели? Так и хочется припечатать: сами вы обалдели, господа критики! Что за странная фраза в рецензии на серьезный спектакль академического театра! Да это потому, что спектакль, о котором пишем, – «АЙ ДА БАЛДА!». Напишет кто-нибудь, допустим, оперу «Слон и Моська» – что же, прислоняться не пойдем? А «Ежик в тумане»? От одного названия поежиться захочется!
Кстати, родители маленьких театралов! Возьмите на заметку! Шутки шутками, а ведь нет таких опер! Пусть детишки сочиняют! Если уж не музыку – не все же в музыкальных школах учатся – то хотя бы смешные истории на эту тему. Переплюнем Крылова с Норштейном! Положим их в основу – и, что называется, творчески разовьем!
В основу для творческого доразвития пушкинского любимого детища положена история, очень для позднего брежневского времени притягательная. Народность, российская смеховая культура. Бесы посрамлены, труд да смекалка торжествуют. Скоморошина, балалайка, персонажи, чем-то неуловимо напоминающие сказочных героев художника Билибина…
Ленинградский композитор Борис Кравченко тридцать с лишним лет назад оперу создавал, с успехом прокатилась она по сценам многих оперных театров СССР (так тогда называлась наша страна). Докатывалась и до нас. «Балда» – объект для ностальгии, для стилизации под давнее и недавнее прошлое, à la russe советских 70–80-х гг. Как раз наше поколение было студентами…
Режиссер Марина Шапкина и художник Елена Соловьева не стали далеко отходить от броской простоты пушкинского раёшника. Временами происходящее на сцене казалось ожившей страницей детской книжки. Многолюдье ярмарки, обилие хоровых сцен, активно принимающие участие в действии «народные массы» создают радостное многоцветье пушкинской сказки.
Артисты с удовольствием озвучивают хитрые действия противоборствующих персонажей (Георгий Цветков – Балда, Андрей Антонов – Поп). Черт номер один и отец всех остальных чертей – Зураб Базоркин – не сгоняет с уст ангельской улыбки. Попенок Иван Максимейко готов пуститься вприсядку. И еще много интересных персонажей и персонажих.
В зале непрерывный тихий шорох. Дети ерзают, готовые перенять телодвижения героев, но молчат – слушают внимательно. Мотают на ус. Пригодится. А до и после спектакля бросаются к оркестровой яме. Пестрым миром сказочных существ, вкупе образующих оркестр, управляет Борис Бенкогенов.
Мой неполный отчет об ожившем сообществе книжных персонажей заключим цитатой: «Яичко испечет, да сам и облупит». Поразительное трудолюбие!
Чего и вам желаем.
Самарский академический театр оперы и балета
Б. Кравченко
Ай да Балда!
Детская комическая опера в 1 действии
Либретто Б. Кравченко по мотивам «Сказки о попе и работнике его Балде» А. Пушкина и русских народных сказок
Дирижер-постановщик – Борис Бенкогенов
Режиссер-постановщик – Марина Шапкина
Художник-постановщик – Елена Соловьева
Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова
Наталья Эскина
Фото Елизаветы Суховой
Музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России.
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (93) за 2016 год