Состоялась премьера спектакля «Льется лунный свет» по одноименной пьесе Александра Ануфриева. Драматург выступил и в качестве режиссера, так что спектакль получился по-настоящему авторским. Постановка родилась в рамках студенческой студии «Лицей» и уже успела стать дипломантом областного театрального фестиваля «Легенды Жигулей» весной этого года.
Актеры – студенты актерского факультета СГИК Ольга Степнова и Максим Видяев (курс Ирины Сидоренко) – по театральным меркам еще совсем юные, но юность, как и смелость, города берет. Спектакль появился буквально за пару месяцев, но, несмотря на это, едва ли зрители задумывались о том, насколько он отработан: уже с первых минут актеры подкупили своей честностью и бережным отношением к материалу.
«Лунный свет» игрался на площадке чайного клуба «Чайковский». Клубная обстановка располагает к камерности, а крошечная дистанция между актерами и зрителями организует спектакль так, что публика будто бы находится внутри действия, невольно вовлечена в него.
Молодые актеры живо и подробно сыграли пьесу про морально-нравственные искания и повседневную жизнь. Герои все время стремятся обнаружить ту границу, за которой человек считает себя вправе распоряжаться жизнью другого. Спектакль переходит из плоскости подростковых проблем в размышления над экзистенциальными вопросами о сущности свободы и невозможности открыться кому-то.
Небольшая пьеса Александра Ануфриева написана, в сущности, о поиске себя в жизни и о любви – хрупкой, почти неуловимой. О таких сложных вещах рассуждают подростки со свойственным их возрасту максимализмом. Интонации диалогов – будто мысли вслух, не предназначенные для чьих-то посторонних ушей.
Герои пьесы, Маша и Леша, полярно разные, на что намекает и пространственное решение спектакля – сцена условно поделена полотном ткани на две половины. На одной оказывается портрет ван Гога, с которым сравнивается Леша как многообещающий художник, а по другую сторону стоит пустая рамка – неопределенность жизненного пути героини?
Ольга Степанова играет Машу – диковатую, молодую и по-человечески очень понятную – так, будто переносится в собственной жизни лет на шесть-семь назад. Играет настолько уверенно и бесстрашно, что можно подумать – прямо-таки живет в роли. Но еще сильнее этот удивительный эффект у Максима Видяева. Кажется, что этот спектакль рождается у тебя на глазах. На почти пустой сцене воссоздается целый мир через смятые портреты героини, которые без конца рисует Леша.
Студенческие спектакли – в каком-то смысле самое подвижное, что вообще существует в театре. Они исполняются всегда старательно, без равнодушия к работе, но вместе с тем одновременно робко. В таких постановках одним из сильных мест является командная работа, ансамблевость, которая позволяет или иногда не позволяет им сбыться на сцене. Когда спектакль ставится на двух актеров – это как игра в рулетку, потому что нельзя предугадать, возникнет ли между ними партнерская связь. Ольге Степановой и Максиму Видяеву в этой рулетке определенно повезло. Логику развития отношений между героями можно проследить не только из текста пьесы, но в большей степени из нитей, связывающих их простыми человеческими отношениями.
Ученический «Льется лунный свет» хоть и не стал театральным прорывом, но заявил о себе как о спектакле живом, еще не успевшем обрасти множеством актерских штампов. Вполне возможно, что именно такие легкие студенческие работы будут направлять недавно появившуюся студию по особому театральному пути.
Александр Ануфриев Льется лунный свет
Реалии переходного возраста в исполнении студентов СГИК
Режиссер – Александр Ануфриев
Музыкальное оформление – Людмила Наумова
Художественное оформление – Андрей Однодворцев и Мария Пешкова
Екатерина Аверьянова
Студентка филологического факультета ПГСГУ.
Фото автора
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,
№ 12-13 (100-101) за 2016 год