События: ,

«Маяк» в усадьбе Толстого

11 сентября 2016

7isxxi4jw5e

В Самарском литературном музее впервые прошел фестиваль «МАЯКОВЩИНА», приуроченный к 123-летию поэта, – с мастер-классами, лекторием и поэтическим концертом под открытым небом.

Знойная погода берет самарцев измором: выживают самые стойкие. Судя по количеству людей, добравшихся до фестиваля, любителей Маяковского в городе осталось не так уж и мало. Можно считать, положено начало череде именных литературных фестивалей в усадьбе.

Программа была рассчитана на два дня, и, несмотря на протяженность, в ней практически не встречались «окна». Гости усадьбы были заняты без перерывов. Разве что иногда появлялись полчаса, которые многие использовали для прогулки до инсталляции «молодых художников Киры и Кирилла». Авторы работают в жанре mixed-media art, поэтому неудивительно, что инсталляция оказалась достаточно мобильной: только ноутбук, плакат и проектор.

В сущности, много ли нужно, если собираешься говорить о главном в жизни поэта – любви? В небольшой темной комнате раздается голос Лили Брик, которая уже после смерти Маяковского читает поэму «Про это», посвященную непростой истории их отношений.

Первый день во многом определила детская программа «Маяковский – детям». На сборнике детских стихов, давшем название программе, выросло не одно поколение, хотя сегодняшние школьники уже мало знают о поэте-футуристе. Собственно, организаторы попытались эти знания если не улучшить, то хотя бы дать базовую информацию о Маяковском-поэте. Мастер-классы были рассчитаны не только на знакомство детей с творчеством Владимира Владимировича, но и на формирование общего представления об авангарде в искусстве. Поскольку авангард выразился ярче всего визуально, организаторы постарались сделать акцент на геометрических формах, линиях и цветах в мастер-классах. Одна из практик должна была дать детям понимание «лесенки» в поэзии. Дети вставляли в стихотворения Маяковского слова, какие им вздумается, и получали уже свои собственные тексты.

Те, кто в условиях волжских тропиков все-таки дожили до вечера первого дня, отправились на поэтический концерт «Есенин и Маяковский» коллектива «Драм’n’Слово». Тема, в общем-то, ничего нового не обещала, но авторы концерта все-таки внесли толику свежести в привычное понимание литературной оппозиции «Маяковский – Есенин» как вечных противников.

Если первый день прошел под знаком поэтического искусства, то второй оказался ближе к визуальному. В центре программы – мастер-класс по созданию авангардной иллюстрации от VisualLab, самарского объединения дизайнеров и фотографов. Около двух часов люди рисовали авангардные плакаты, не щадя себя под раскаленным самарским солнцем.

idrakwdxias

Двухдневная программа была составлена с учетом того, что публика будет подтягиваться, что называется, «по интересам». Но раскаленный воздух оказался убедительнее, чем искусство, и организаторы оказались неприятно удивлены малочисленностью публики. Авангардистской динамики на фестивале не случилось, зато гости наверняка успели побывать на всех площадках. Если музею, несмотря ни на что, удалось собрать заинтересованную публику, то «значит – это кому-нибудь нужно».

Мария Крючкова, куратор фестиваля:

Такие фестивали должны быть публичными – находить своего зрителя. Например, Маяковский сегодня в тренде. Мне кажется, существуют две причины его популярности. Первая – сейчас авангардное время, когда все меняется, и вторая – Маяковский привлекателен как личность: красивая и трагичная жизненная история. Типаж сильного человека, который не боится говорить, – это всегда актуально. Но Маяковского нужно не только любить, но и понимать.

Может быть, в будущем мы будем делать подобные фестивали не только в честь памятных дат. Начнем с тех, кто актуален и интересен самарской публике. Люди будут приходить, зная, что у нас они найдут только хорошее. В этом смысле «Маяковщина» – хорошее начало. Я не слышала ни одного плохого отзыва, все остались довольны: на лектории почти все места были заняты, а на мастер-классе нам едва хватило материалов.

Осенью мы планируем сделать проект, связанный с драматургией Максима Горького. Для него самарские и тольяттинские драматурги специально напишут пьесы. Очень жаль, что Горького сегодня почти забыли. Его наследие достаточно разнообразно. Возможно, этот проект послужит толчком к новой волне популярности Горького в Самаре.

Екатерина АВЕРЬЯНОВА

Студентка филологического факультета ПГСГУ.

Фото автора и группы события В Контакте

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 24 (102) за 2016 год

Оставьте комментарий