Эту меткую работу с великаном-гопником на крыше многоэтажки шарили все. А Самкульт нашел автора прекрасной картины Андрея Сурнова и задал ему несколько вопросов.
Ваш «Смотрящий» буквально взорвал Сеть, оценки самой картины и ее содержания очень разнятся, и некоторые даже видят в работе романтическое настроение и сочувствие. А что вы вкладывали в эту работу?
Я просто в очередной раз нарисовал вид из окна, чтобы передать ощущение меланхолии от гаснущих фонарей и полупустых улиц. Мне нравится, что в одну картинку можно одновременно запихнуть много оттенков разных смыслов, так, чтобы зритель, рассматривая детали изображения, узнал в них что-то родное из своей жизни.
Как вы относитесь к распространению ваших работ в Сети и, в целом, к соблюдению авторских прав? Ведь работы видели и шарили все, а художник остается анонимом?
Я не придаю большого значения указанию авторства в этом случае. Для удовлетворения моего тщеславия мне достаточно знать, что я — автор популярной картинки. Кроме того — есть же гугловский поиск по картинкам, кто заинтересуется, тот всегда сможет найти первоисточник. Хотя мне нравится идея анонимности, личность автора при оценке его работ не нужна.
Роботы, андроиды — среди ваших излюбленных тем. Как вы считаете, нужна ли будет носителям искусственного разума живопись и искусство в целом?
Я не могу сказать, что роботы и андроиды — моя излюбленная тема. Скорее, с этого я начинал, как, наверное, и всякий, кто приступает к рисованию в цифре и сталкивается с вопросом: «что же мне нарисовать?» Как это все может выглядеть — не знаю, но интересно было бы посмотреть на что-то подобное. Только сомневаюсь, что оно будет похоже на живопись, и вообще на изобразительные искусства в традиционном понимании.
Какую музыку вы слушаете и какие книги читаете?
Я, наверное, слишком визуал, поэтому мне скучно целенаправленно слушать музыку. Обычно, когда я рисую, то включаю аудиокнигу, или что-нибудь на ютубе. Читаю (вернее слушаю аудиокниги) много. Любимые авторы: Сорокин, Пелевин, Лавкрафт, Стругацкие, Станислав Лем.
Что вдохновляет вас, подсказывает сюжеты?
Вдохновляет окружающая действительность и образы из прочитанного/увиденного. Иногда идеи приходят во время поездок (в метро, в электричке), иногда они рождаются из разговоров — мне действительно повезло с людьми, которые меня окружают, мы много говорим об искусстве. В любом случае, мои друзья — мои первые зрители и судьи. Много смотрю работ в интернете, особенно любимых художников — Вермеера, Хоппера, Хаммершоя, Уайетта, Брейгеля, Бексинского. Очень люблю Сида Мида за то, как он правдоподобно и продуманно изображает несуществующее.
Считаете ли вы свое искусство сатирическим, юмористическим?
Нет, я вот, как раз, не считаю свои работы юмористическими. Возможно, кто-то видит в них сарказм, но я как раз люблю все, что рисую. Они ироничные, может быть, но там нет насмешки.
Заменит ли цифровая живопись настоящую кисть и холсты?
Кто знает, что будет. Сейчас цифровое искусство дополняет ее, как еще один способ создания изображения, предоставляющий свои уникальные возможности художнику. Например — возможность рисовать светом, возможность создавать не плоские композиции из пятен, а 3D модели и пространства, вводить анимацию, интерактивность и т. д. Но при этом сейчас невозможно на экране убедительно имитировать живописные свойства традиционных материалов. А если это станет возможно в отдаленном будущем, то непонятно — зачем? Настоящие же есть.
Кого из ваших русских (можно и не русских) современников-художников вы могли бы выделить, кто вам лично нравится?
Много авторов, которые хорошие картинки рисуют. Вспоминается в первую очередь, тот, которого последнего смотрел. Из последнего — Клеон Петерсон, до этого — Александра Селезнева пересматривал. Крутой.
Один человек с уголовным опытом заметил, что это не смотрящий никакой, т.к. смотрящий человек серьезный, а тут — самый обычный гопник, даже не уголовник — так, хулиган. Такой смотреть не сможет. Какой смысл вы сами вкладывали в этот образ?
Уголовник — это слишком однозначный образ, и он не был бы уместен в моем случае: все-таки культурную среду в городе формируют не криминальные авторитеты, а обычные граждане. Смотрящий на картинке не занимается координацией людей из уголовного мира, он просто смотрит за горизонт, погруженный в раздумья о жизни. Это молодой бог панельных многоэтажек и заставленных автомобилями тротуаров. Когда он замечает внизу что-то возмутившее его спокойствие, он кричит сверху: «Э-э-э, слышь!!!»
Работы Андрея Сурнова.
Лодка
Вечерний трафик
Мать-Земля
Мать-Земля 2
Globus
Перезагрузка
Рой
Пустырь
Портал
Тир
Горожане
Смотрящий
Картинки Artstation
Вопросы задавал Илья Сульдин