События: ,

Рецепты молодости от патриарха джаза

4 марта 2019

Джазовый обозреватель «Свежей газеты» Игорь ВОЩИНИН издал новую книгу. Называется она «Джаз и мы. Самарские синкопы» .

Книга очень неплохо издана полиграфически, в нее вложены два диска, и диски эти, придирчиво собранные Игорем Сергеевичем, включают в себя записи практически всех самарских музыкантов (и музыкантов с самарскими корнями, тех, кто начинал в нашем городе свой творческий путь), играющих джаз.

Диски эти, конечно, не Самарская джазовая энциклопедия, но вполне достойный путеводитель, пользуясь которым, уж точно не собьешься, занимаясь изучением самарского музыкального наследия со второй половины 60-х до настоящего времени.

Представлять Игоря Сергеевича читателям нашей газеты излишне: практически в каждом номере – его статья о буднях самарской джазовой жизни. О гастролерах; о местных коллективах и отдельных исполнителях; о тех, кто вылетел из родового гнезда и практикует теперь в столицах – отечества и иных. 34 статьи из «Свежей» включены в представляемую книгу наряду с более ранними публикациями Вощинина в предшественнице «Свежей» – газете «Струковский сад», а также в «Волжской коммуне», «Самарских известиях», «Числах», «Репортере», «Волжском комсомольце», «Самарском обозрении», журнале Performance…

Он – практически во всех самарских печатных изданиях, хоть изредка пишущих (и писавших) о джазе. Могу сказать об этом с гордостью: я – его современник. Могу – с тревогой: рядом же никого нет. Он – один такой Вощинин. И тревогу Игорь сам же во мне и посеял. Кто внимательно следит за его публикациями, согласится: в последнее время много места в них занимают рассуждения о джазовом образовании. И хотя в институте культуры Анатолий Майоров со товарищи занимаются подготовкой очень скрупулезно и появилась джазовая школа «Движение», чему свидетельство – записи их воспитанников на уже помянутых дисках, но глиняные ноги не спрячешь. Легкий ветерок – и всё это рухнет.

Посмотрите, где в основном обитают самарские мэтры. Григорий Файн больше времени проводит в Москве и Нижнем, лишь изредка балуя самарских меломанов своими «сказочными» абонементами и эпизодическим участием в сводных концертах местного отделения Союза композиторов. Сергей Васильев, удачно начавший в государственной филармонии, осел в Казани в качестве худрука государственного биг-бэнда, Садыков – в Париже, Рид – в Москве…

Беспокойство Игоря Сергеевича понятно. А тут еще закрылась его уникальная авторская программа о джазе на радио. Джазовая программа с самым маленьким бюджетом и самой долгой историей.

Может быть, падает интерес к джазу? К самарскому джазу? К его самому яркому летописцу? Отнюдь. На презентации книги, которую автор и издатель – Павел Покровский – устроили в Доме актера, зрители стояли в проходах. Переполненный зал. Нескончаемые аплодисменты. Яркая программа, в которой приняли участие все, кто в это время был в Самаре: от мэтра Вячеслава Шевердина до студентов СГИК, ансамбля педагогов школы «Движение», ансамбля «Александра бэнд»…

И отмечу: на презентации речь шла и о джазе как составной части нашей социальной жизни. О том, что джазовый клуб был кирпичиком в здании ГМК-62, одной из ярчайших звездочек на его знамени, а самарский фестиваль был первым джазовым в российской провинции.

Игорь Сергеевич как главный виновник торжества принимал поздравления от коллег-музыкантов, от почитателей, от соратников по дискуссионному клубу, от тех, кто помнит Вощинина как пианиста в оркестрах 50–60-х.

Чудесный вечер, прекрасная книга и незабываемые воспоминания о времени, «когда мы были молодые…»

Виктор ДОЛОНЬКО

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 февраля 2018 года, № 3 (153)

 

pNa

Оставьте комментарий