То ли традиционное чтение Исэ Моногатари навевает, то ли краснеющие листья клёнов, но захотелось вдруг японского искусства. На протяжении недели Самкульт будет знакомить вас с творчеством японских творцов. Один день — один художник.
Начнем с модных! Чино Аошима. Родилась в 1974 году. Известна своим участием в поп-арт группировке Kaikai Kiki, собранной Такаши Мураками. Ее стиль испытал на себе три сильных влияния.
Первое — Укиё-э — «картины изменчивого мира». Так называется стиль японского изобразительного искусства, получивший развитие в городской культуре Эдо, начиная с XVII века. Это цветные дешевые (по сравнению с настоящими картинами) гравюры, которые выпускались достаточно большими тиражами и являются аналогом русского лубка.
Второе — Superflat — «суперплоский» — японская версия поп-арта, заявившая о себе в начале третьего тысячелетия и вобравшая в себя элементы манги, аниме и других видов японской массовой культуры. Название прилипло после проведения одноименной выставки в 2001 году, а сам стиль тот же Такаши Мураками назвал «воплощением напыщенной пустоты японской культуры потребления».
Третье влияние — Shōjo — «сёдзё». Основное значение слова — девушка. Именно этим словом называется та часть японской культуры, которая за пределами страны, многими воспринимается, как… Ближайший аналог сёдзё в нашей культуре, наверное, Лолита, хотя японская специфика делает любые такие сравнения не слишком корректными.
Чино Аошима очень органично сочетает в своем творчестве эти три влияния, добавляя к ним свою любимую тему смерти. Художница прославилась с изображениями сёдзё, живых и не очень, а так же масштабным проектом City Glow — Свечение городов. Огромное произведение 32 метра на 4,8 метра было размещено в 2006 году на станции лондонского метро «Глочестер Роуд» и на станции «Юнион Сквер» в Нью-Йорке.
В 2015 году Чино представила свою первую большую музейную выставку — Rebirth of the World — «Возрождение мира». Экспозиция, представленная в музее искусства Азии в Сиэттле, представляет собой огромный экран с анимацией, которую создавали в течение нескольких лет.
Короткий документальный фильм рассказывает, как создавалось «Возрождение мира» и как выглядит. Зрелище фантастическое. Посмотрите обязательно! Это и есть современное искусство — невероятно технологичное, почти детское и очень серьезное.