22 июня самарский театр «Камерная сцена» показал спектакль «Возвращение» по рассказам Андрея Платонова. Понятно, что случайных совпадений здесь нет. Понятно, что в год 70-летия Победы все театры так или иначе откликнулись на эту дату. И в день начала войны не грех напомнить еще раз, что она прошла танковыми гусеницами по судьбам практически всех семей нашей страны.
Не случайно и то, что почти все спектакли, вышедшие в честь действительно великого праздника, рассказывают о времени вне войны. В них нет сражений и боевых подвигов, нет взрывов и командных выкриков, есть острое предощущение надвигающейся беды («А завтра была война» в академическом театре драмы), есть потрясение от смерти, случившейся после объявления Победы («Красное вино Победы» в театре «Самарская площадь»), есть переживание жизни сразу же после окончания войны («Фронтовичка» в «Коляда-Театре», замечательный спектакль, показанный во время фестиваля «ПоМост»).
Об этой, ой какой непростой жизни после Победы рассказывает и спектакль театра «Камерная сцена». Причем заметьте, что почти все эти спектакли созданы по прозаическим произведениям.
Рассказ Андрея Платонова инсценировала руководитель театра и почти единоличный постановщик всех спектаклей Софья Рубина. Ничего не скрывая, она перед началом спектакля в традициях этого театра оповестила зрителей, что спектакль рассказывает о том, что происходит с людьми после (!) войны.
Аккуратный коричневый забор и несколько коричневых же снарядных ящиков. Чуть левее центра на столбе висит жестяной умывальник. Это пространство сцены, в котором будет праздноваться начало мирной жизни. Забор состоит из тех же, только большого размера, снарядных ящиков, из которых будет строиться полустанок и которые будут превращаться в нехитрую, небогатую домашнюю мебель и утварь.
Его, это пространство, будут изменять люди в солдатской одежде, своеобразные слуги просцениума (Вадим Вишневский и Артур Быков). Делать они это будут индифферентно, деловито, не суетясь. Правда, в первой сцене они появятся в качестве однополчан главного героя, провожающих его домой, к мирной и счастливой жизни. И вот…
Бравый веселый капитан Иванов (Руслан Бузин) едет домой с победой. Торопиться некуда и незачем: он знает, что дома его ждут, ждут нетерпеливо, с тоской, но радостно. По дороге можно и задержаться немного, провожая случайную попутчицу до самого Тамбова. Дождутся. И начнется счастье. Будет вечный праздник, ведь победители заслужили его тяжелым ратным трудом.
Дома его действительно ждут, тоскуют и бегают к каждому поезду встречать, прихорашиваются, заняв у соседки крепдешиновое платье. Но не получается ни счастья, ни праздника. Не может бравый капитан встроиться в мирную жизнь. Здесь, в доме, настоящим хозяином стал 11-летний сын, рано превратившийся в расчетливого и занудливого старичка. Дочка 5-летняя не признаёт в нем папу и все просит, чтобы пришел сосед, заменивший детям в одинокие холодные и голодные дни и папу-воина, и маму-труженицу, сутками пропадавшую на заводе.
Детей в спектакле играют вполне взрослые молодые артисты Евгений Клюев (Петруша) и Ксения Соловьева (Настя). Играют очень старательно, пытаясь убедить нас в том, что они – дети. Что, в общем-то, в данном тексте не обязательно. Современный театр, привыкший переводить прозаический текст в сценический, может позволить себе раздвинуть границы условности.
Впрочем, зрители «Камерной сцены» с радостью воспринимают такое правдоподобие. Зрители и актеры вообще хорошо понимают друг друга. Здесь все просто, негромко, спектакль нарисован как бы штрихами. Все узнаваемо. Вот он, победитель, вошел в дом, жена кинулась к нему на шею. Вот накрыли стол, сели праздновать. Но тут сбой – сын, привыкший стоять на страже экономного ведения хозяйства, делает выговор матери, и тут же возникает тема щедрого соседа, иногда одаривавшего детей сахаром. Жизнь в доме как бы продолжается, вот только места отцу-победителю здесь как бы нет. Место хозяина занял сын и, может быть, тот таинственный сосед. И сидит бывший бравый капитан, чужой на этом празднике жизни, и тоскует по привычной окопно-блиндажной жизни, которая теперь представляется ему почти праздничной, с танцами под трофейный патефон.
Потом жена (Лариса Ляпунова) будет значительно и торжественно стелить супружескую постель, как будто в первую брачную ночь, но опять радость не случится. Потому что… как бы возникнет вновь тема таинственного соседа, вроде бы ревность всколыхнула капитана Иванова. Но на самом деле вот это ощущение чуждости его присутствия в этом пусть тяжелом, но мирном бытии, его невстроенность в эту жизнь, привычно так долго протекавшую без него, заставят его схватить шинель и ринуться на проходящий куда-нибудь поезд. И в финале долго будут бежать дети и капитан Иванов по параллельным линиям, чтобы, может быть, когда-нибудь вновь соединиться. И весь спектакль томные мелодии танго и фокстротов буду чередоваться с волнующе-печальным вальсом прощания из мхатовских «Трех сестер».
Театр драмы «Камерная сцена»
Андрей Платонов
Возвращение
Спектакль в 1 действии
Инсценировка и постановка Софьи Рубиной
Сценография Георгия Паршина (Санкт-Петербург)
Костюмы Ольги Никифоровой
Галина Торунова
Театровед, кандидат филологических наук, член СТД РФ.
Фото Юлии Строгиной
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 13 (80) за 2015 год